В Петербурге спустили на воду ярусолов-процессор «Марлин»
Было время, петербургские корабелы не без смущения признавали, что при строительстве рыболовецких судов брали за основу проекты норвежцев или исландцев, которым в этом деле нет равных. А теперь говорят это, ничуть не робея. Ученики так далеко шагнули вперед, что в чем-то превзошли своих учителей. Пример «Северной верфи», которая 12 ноября спустила на воду ярусолов-процессор «Марлин», в этом смысле особенно показателен.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Архангельские рыбаки одними из первых в отрасли проторили дорогу на «Северную верфь», где два с лишним года назад состоялась закладка этого необычного по очертаниям и возможностям судна. С оборонным ведомством петербургское предприятие, разумеется, связи не теряет, продолжая строить для него могучие фрегаты, сложные в техническом отношении корветы и суда обеспечения: некоторые из таких кораблей, почти готовые, стоят сегодня на ее достроечной набережной. В то же время более решительно, чем многие родственные предприятия, верфь повернулась лицом к рыбопромышленникам.
Рост «мирных» заказов, доля которых доходит здесь уже до 40%, стал важным шагом на пути возвращения отечественных верфей на рынок гражданского судостроения, считает Игорь Орлов, гендиректор «Северной верфи». По его словам, портфель заказов завода вмещает уже 14 таких судов. Десять траулеров-процессоров предприятие строит для мурманской компании «Норебо», увеличив недавно эту длинную серию на четыре единицы – новым судам предстоит работать не в северных морях, а на Дальнем Востоке. А три ярусолова проекта МТ1112XL поступят в распоряжение карельской рыболовецкой компании «Вирма».
Третьим заказчиком выступила компания «Глобус», возникшая после объединения нескольких рыболовецких колхозов Поморья. Благодаря федеральной программе «Квоты в обмен на инвестиции» она смогла замахнуться на сооружение дорогостоящего судна такого же профиля и того же, но измененного по ее предложениям проекта, ярусолова «Марлин». Название намекает на быстроту – так называется крупная хищная рыба из отряда окунеобразных (ее описывал Хемингуэй), способная развивать огромную скорость. Причем спуск его на воду состоялся в канун дня рождения «Северной верфи», которой исполнилось 108 лет...
Судно получилось необычным. Взяв за основу концепт-проект норвежского конструкторского бюро Marin Teknikk, инженеры «Северной верфи» подогнали документацию под требования Российского морского регистра судоходства и заказчика, совершив столь ощутимые перемены, что на своего «прародителя» поморский ярусолов стал мало похож.
Так, применение винторулевых колонок, не использовавшихся на отечественных судах этого типа, обеспечило «Марлину» более высокую маневренность, необходимую при работе с ярусными снастями. Благодаря выборке яруса через тоннель в днищевой части корпуса (система Moon Pool) он сможет вести промысел без потерь в любую погоду. Причем за счет прочного корпуса ледового класса Ice-3 – в студеных Северном, Норвежском и Баренцевом морях.
Проект был разработан с учетом жестких международных требований по защите окружающей среды – судно не воздействует на морское дно и не наносит ущерба экосистеме, сохраняя кормовую базу и молодь рыбы, отмечает Андрей Заика, гендиректор «Глобуса».
«Тралы, которые используют другие суда, «пропахивают» грунт, уничтожая водоросли, микроорганизмы и вообще все живое, – говорит он, – при этом гибнет, как правило, мелкая рыба. А ярусолов вроде нашего забрасывает снасти с крючками, только не через боковой люк, как суда подобной конструкции, а снизу, сохраняя улов практически полностью. Разница колоссальная».
Выловленная таким образом рыба не мнется и не давится, она сохраняет свой первоначальный вид, а стало быть, выше ценится. Большинство отечественных судов в настоящее время, перерабатывая улов на борту, теряют до 25%, а на судне проекта МТ1112XL предусмотрено безотходное производство. Полученная в море продукция, замороженное филе и консервы, будет поступать и на экспорт, и на прилавки российских потребителей, включая Петербург, сказал приехавший на «Северную верфь» архангельский губернатор Александр Цыбульский.
Производительность нового «рыбака» в полтора раза выше, чем у ярусоловов, построенных лет 20 назад в Германии, которыми «Глобус» ныне располагает, добавил Андрей Заика. При своих достаточно скромных размерах (59 метров в длину, 13 метров в ширину) «Марлин», имея вместительные морозильные камеры, сможет вылавливать в сутки до 30 тонн рыбы.
А благодаря высокому уровню автоматизации рабочих процессов на этой плавающей фабрике (около 40% устанавливаемого там оборудования, кстати, российского производства) ей потребуется небольшой экипаж – всего 25 человек. Жилых помещений на судне, впрочем, предусмотрено больше: ожидается, что там будут проходить стажировку учащиеся мореходных училищ Северо-Запада.
МЕЖДУ ТЕМ
В целом благодаря госпрограмме «Квоты под киль» российские верфи заключили к 2020 г. договоры на строительство 53 рыболовецких судов (почти половина из них будут вести промысел в акваториях Северо-Запада, остальные – на Дальнем Востоке) с общим объемом инвестиций 171 млрд рублей. Эти данные Илья Шестаков, замминистра сельского хозяйства РФ – руководитель Росрыболовства, озвучил в Петербурге, приняв участие в спуске на воду нового судна.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6806) от 16.11.2020 под заголовком «Треска для «Марлина»».
Комментарии