В Петербурге спустила на воду инновационный ярусолов «Гандвик-2»

Уж в чем в чем, а в неумении находить выход из невероятно сложных ситуаций российских судостроителей упрекнуть нельзя. Столкнувшись с новыми вызовами, они вновь демонстрируют этот свой навык. Вот и «Северная верфь» наперекор всему спустила‑таки на воду (пусть и позже намеченного) первый серийный ярусолов проекта MT1112XL «Гандвик-2», где доля зарубежного оборудования довольно высока. Причем это не калька с западных образцов, а судно, во многом не имеющее себе равных, говорят корабелы. Ну а в России его вообще не с чем сравнить, кроме, конечно, головного: на отечественных верфях ярусоловы прежде не строили.

В Петербурге спустила на воду инновационный ярусолов «Гандвик-2» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Уже первенец серии заставил основательно поломать голову исполнителей заказа. Одна пандемия, разорвавшая производственные цепочки и нарушившая привычный уклад жизни, чего стоила, — не говоря про нарастающее санкционное давление. Но петербуржцы с трудностями все же справлялись. Правда, обходить препятствия помогала им (точнее, всей отрасли) созданная при Минпромторге РФ рабочая группа, куда вошли представители Росрыболовства.

В результате минувшим летом Государственный флаг РФ был поднят одновременно на трех построенных в Северной столице рыболовных судах, которые прошли через все эти сложности. Среди них и «Гандвик-1» (викинги называли так Белое море). Корабелов поздравил тогда с этим событием президент России, присоединившись к мероприятию по видео-конференц-связи. Ведь обновление рыбопромыслового флота помогает решать задачи, связанные с обеспечением продовольственной безопасности нашей страны. И очень важно иметь в его составе ярусоловы.

Да, траулеры производительнее и мощнее, поэтому многие, участвуя в выполнении подобных задач, делают ставку на них. Однако северяне, решив построить для себя суда в рамках госпрограммы «квоты под киль», рассудили иначе. При спуске на воду второго ярусолова об этом рассказал Вячеслав Стурзу, генеральный директор компании «Вирма», обосновавшейся в Мурманске, которая входит в холдинг «Карельский рыболовный флот».

По словам Стурзу, на таких судах применяется более эффективное с точки зрения энергозатрат и потребления дорогостоящего топлива оборудование. А значит, и окупаются они быстрее, что немаловажно для любого инвестиционного проекта. Но это не единственное их преимущество.

Ярусный способ лова во всем мире считается одним из самых экологически безопасных: он не наносит ущерба среде обитания придонной живности. Рыбаки используют при этом не тралы, а крючки с наживкой (около 70 тыс. крючков), крепящиеся к длинному ярусу, который не повреждает морской грунт. А благодаря особой системе выборки яруса через днище судна ловить рыбу там можно (до 25 тонн в сутки) в любую погоду без всяких потерь: она не мнется и не давится.

Причем северяне захотели построить судно для такого щадящего способа лова, не копируя имевшиеся в мире ярусоловы. Взяв за основу концепт норвежцев, они пошли дальше, постаравшись сделать нечто совершенно новое.

Получился проект, в котором петербургская компания «Форсс-Марин», подготовившая его вместе с «Северной верфью», применила ряд ноу-хау. Это касается, скажем, винторулевых колонок, не применявшихся прежде в рыбопромысловом флоте России, которые обеспечили судну высокую маневренность. Система рекуперации энергии, накапливающейся при работе лебедок и используемой для обогрева судна, положим, общеизвестна, но и там проектировщики использовали свежие решения…

Однако одно дело — придумать такую новинку, а другое — воплотить замыслы в жизнь. Особенно теперь, в непростые для судостроительной отрасли России времена. Корабелы хлебнули лиха, доводя до ума первый «Гандвик», где тоже сдвинулись сроки, но еще больше хлопот выпало на их долю при работе над вторым. Хотя ключевые позиции, связанные с зарубежными поставками (например, главные двигатели и винторулевой комплекс), им удалось своевременно закрыть.

Сложности при создании новых логистических схем, конечно, возникли, не без этого. Но те же норвежцы, производящие промысловые ярусные линии, отношений с российскими партнерами не прервали, стараясь, впрочем, не афишировать такие связи.

А сами корабелы, принимая поздравления по случаю спуска на воду второго «Гандвика», разъяснять детали не стали. Генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов обмолвился только про «невероятные трудности», которые им пришлось преодолевать, получая комплектующие для этих судов и обретая новые компетенции (строительство ярусоловов — новая страница в более чем вековой истории предприятия). Да еще поблагодарил мурманчан за сотрудничество.

«Многие думают, что заказчик, вложив инвестиции, рассчитывает вернуться спустя время на верфь и получить готовое судно. Как в автосалоне, — сел в новенькую машину и поехал. Но в нашем случае было не так: набравшись терпения, северяне шли с нами рука об руку», — пояснил глава судоверфи.

Для предприятия это было исключительно важно еще и потому, что в «Гандвиках», отметил он, воплотилось немало последних достижений науки и техники (викингам такое и не снилось). От навигационных систем до судовой фабрики, где улов перерабатывается по безотходной технологии, а продукция хранится затем в замороженном виде. Словом, по насыщению передовым оборудованием ярусоловы этого проекта не уступают боевым кораблям, которые «Северная верфь» строит десятилетиями.

Продуманы также условия для работы и отдыха моряков. Ведь им предстоит добывать треску, пикшу, зубатку и палтуса в студеных морях, покидая берег на несколько месяцев. «Гандвик-1» придет в Мурманск где‑то через месяц, когда завершится последний этап его испытаний. А еще спустя месяц-другой отправится на первый свой промысел в Северное, Белое или Норвежское море.

Его собрата петербуржцы намечают сдать в июне 2023‑го, незадолго до этого спустив на воду «Гандвик-3». Еще одно судно того же проекта MT11112XL, ярусолов «Марлин», кстати, они строят для архангельской компании «Глобус». Это не считая десяти траулеров проекта 170701, первый из которых, «Капитан Соколов», заказчики-северяне получили в канун Дня рыбака минувшим летом.

Шесть таких траулеров, находящихся в работе, и все четыре ярусолова основным оборудованием обеспечены, подчеркнул Игорь Орлов. Так что за судьбу этих заказов можно не волноваться.


#верфь #судно #Северная верфь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7268) от 04.10.2022 под заголовком «Викингам такое не снилось».


Комментарии