В Петербурге состоялся конкурс «Лучший водитель троллейбуса-2024»

За рулем троллейбуса Александр Целуйко, сотрудник «Горэлектротранса», восемь лет. Казалось, ничем его уже не смутить, но и такой ас волновался, показывая свое умение на конкурсе профмастерства предприятия «Лучший водитель троллейбуса-2024». А уж другие участники, со стажем поменьше, прошедшие предварительный отбор, нервничали и подавно. Но это не помешало многим пройти головоломную трассу, обустроенную в троллейбусном парке № 1, что на Сызранской улице, с неплохими результатами. А лучшие из лучших будут представлять Петербург на таком же всероссийском состязании, которое пройдет нынче в конце лета.

В Петербурге состоялся конкурс «Лучший водитель троллейбуса-2024» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Насколько сложна работа водителя троллейбуса, однозначно не скажешь. Да, современный подвижной состав напичкан «умными» бортовыми системами, мониторами и электроникой, облегчающими его труд. Видеосистема, например, помогает следить за ситуацией на дороге и обстановкой в салоне. Хотя чем больше таких устройств, тем выше вероятность их неисправности: капризная электроника на машине порой норовит выйти из строя. К тому же в большом городе такое оборудование не уберегает водителя от опасных ситуаций.

Петербург в этом отношении показателен. С каждым годом транспорта на дорогах Северной столицы становится больше, трафик растет. А культура вождения у иных обладателей легковушек, что называется, оставляет желать лучшего. Да и петербургская погода, бывает, преподносит сюрпризы, не давая расслабиться. ­Поэтому умение держать себя в руках, управляя на трудном маршруте своими эмоциями, считается у троллейбусников важнейшим качеством. Что бы ни происходило на дороге, они должны относиться ко всему с терпением, отмечает Роман Сочнев, заместитель начальника службы движения предприятия. Стрессоустойчивость помогает избегать ДТП, сколько бы ни было кругом лихачей.

Формат нынешнего конкурса профмастерства почти не изменился. В каждом из пяти троллейбусных парков «Горэлектротранса» прошел отборочный тур. Его участники показали, хорошо ли они знают техническое устройство «рогатой» машины, Правила дорожного движения, требования к охране труда и прочее. И продемонстрировали навыки вождения.

По три водителя от каждого из этих подразделений, набравшие больше всего баллов, вышли в финал. На специально подготовленном полигоне сошлись 15 человек, восемь из которых оказались дебютантами профессионального турнира. Причем пройти эту трассу им следовало дважды: сначала на скорость, миновав все ее крутые этапы не более чем за пять минут. А затем совершить еще один круг. Да так плавно, чтобы из кружки, поставленной на пол в середине салона, не пролилось ни капли воды.

Условия в целом стандартные. Но одно задание нынче добавилось: культура обслуживания пассажиров, пояснил главный судья Михаил Лагуткин, начальник службы безопасности движения предприятия. На любом подвижном составе теперь есть автоинформатор. И все же водитель, перевозящий пассажиров, должен уметь, взяв микрофон, напомнить им правила поведения в общественном транспорте. Или рассказать о дос­топримечательностях на своем маршруте…

«А мне это задание очень понравилось, — делится участница турнира Лидия Дробышева. — Я работаю на 31‑м маршруте, который проходит через всю Петроградскую сторону, по красивым местам. И самой хотелось больше узнать о них».

Женщину-водителя, по мнению Лидии, отличает плавный стиль вождения и ответственный подход к делу. За пять лет, что она водит троллейбус (да еще здоровенную «гармошку»), ей удалось доказать это окружающим. На первых порах, правда, побаивалась садиться за руль, но теперь не мыслит себя без этой работы.

Как и Дробышева, другой участник заездов, Сергей Воробьев, попал в «Горэлектротранс» совершенно случайно, волею судеб. Но, несмотря на скромный стаж, всего‑то четыре месяца (до этого трудился механиком в автомастерской), он пробился в финал конкурса. Для чего? Чтобы по­учиться у коллег, наблюдая за ними. И обрести новые навыки, которые помогут в этом нелегком деле. ­После апрельского предварительного тура, по признанию Сергея, он внес в свою работу кое‑какие коррективы. Ведь этому предшествовала упорная двухмесячная подготовка…

Между тем опытные водители преодолевали на конкурсе упражнения с особым умением. Многотонная машина, подчиняясь поворотам руля, двигалась у них легко и изящно, как танцор на сцене.

Разогнавшись со стартовой черты, им следовало миновать кубики, имитирующие слесарную яму. Потом заехать в «бокс» задним ходом, не задев хрупкие стойки, стоявшие по бокам троллейбуса очень близко.

Следующий этап: подъехать к остановке, притормозив у помеченного краской «поребрика» прямо напротив соответствующего знака. Остановишь машину на десятки сантиметров дальше или ближе, члены судейской ­команды с инструментами в руках это сразу зафиксируют.

Затем водителей поджидали деревянные круги, лежащие на дороге, будто крышки колодцев. И яркие конусы, которые требовалось обогнуть (упражнение «змейка») на всей скорости. А также другие затейливые испытания, входящие в обязательную конкурсную ­программу. Сделать это быстро и безупречно, даже обладая серьезным опытом, конечно, не очень‑то просто.

Хотя некоторых, увы, подвело волнение. Как, например, Александра Целуйко, занявшего на конкурсе третье место. Он представляет троллейбусный парк № 2, обслуживая не один год маршрут № 18, пролегающий в северной части Петербурга. А два первых места заняли водители первого троллейбусного парка — Игорь Корнилов и Андрей Долгоруков. Им‑то и нужно будет блеснуть мастерством на предстоящих соревнованиях всероссийского уровня.


#троллейбусы #водители #конкурс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7666) от 21.05.2024 под заголовком ««Танцы» на полигоне».


Комментарии