В Петербурге прошел «круглый стол» в рамках XIII международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

В перечень ключевых арктических территорий, который утвердил Минвостокразвития РФ, вошло 16 агломераций, включающих 24 опорных населенных пункта (ОПН). Считается, что благодаря этому инструменту развития они обретут второе дыхание. А главное — удастся повысить уровень жизни северян, остановив там отток населения. Хотя сами северяне в это не очень‑то верят. Такие сомнения выразили главы арктических городов и поселков, встретившись недавно в Петербурге на «круглом столе», посвященном этим опорным зонам.

В Петербурге прошел «круглый стол» в рамках XIII международного форума «Арктика: настоящее и будущее» | ФОТО Andrei Stratu on Unsplash

ФОТО Andrei Stratu on Unsplash

Многие нововведения, касающиеся арктических регионов, федеральная власть разрабатывала по образцу и подобию дальневосточных. Скажем, программу «Арктический гектар», по которой 5,5 тыс. северян уже получили бесплатные участки земли, чтобы построить там жилье для себя или начать свой бизнес-проект. Или банковскую программу «Арктическая ипотека», запущенную не так давно. Получив заявки, ведущие банки успели оформить к концу 2023‑го более 120 кредитных договоров для молодых семей на 514 млн рублей.

Такого же результата, хоть и не мгновенного, власти ждут от создания в Арктике сети опорных агломераций, развитие которых должно отразиться на «самочувствии» всего края. Это города и поселки, необязательно большие, но имеющие стратегическое значение как важные для хозяйственного освоения «северов» и национальной безопасности форпосты или транспортные хабы.

Попав в этот список, агломерации получат немалые субсидии из федеральной казны. Что скажется, очевидно, на развитии окрестных территорий, попавших в зону их влияния. Правда, они выбраны не равномерно по всей Арктической зоне РФ, а в соответствии с экономическим потенциалом высокоширотных поселений.

Значительная их доля пришлась на западный сектор Русской Арк­тики. Причем около половины всех ОПН расположены в северо-западной ее части. Несколько «опор» обрела Мурманская область. На территории Поморья такой статус получил только Нарьян-Мар, столица Ненецкого округа. Зато другой округ, Ямало-Ненецкий, представлен в этом перечне тремя городами — Новый Уренгой, Ноябрьск и Салехард. И столько же (Норильск, Дудинка и Диксон) «прописались» на севере Красноярского края.

До середины 2024‑го эти агломерации представят в Минвосток­развития РФ комплексные планы своего социально-экономического развития на период до 2035 года (мастер-планы). После чего начнет раскручиваться механизм их гос­поддержки. А это скажется на решении застарелых проблем северян и поможет сделать их жизнь комфортнее. Во всяком случае на это рассчитывают чиновники, продвигающие в Арктике новый проект. По их словам, готовился он при содействии жителей Крайнего Севера. Но высказывания, прозвучавшие на петербургском «круглом столе» (он прошел в рамках XIII международного форума «Арктика: настоящее и будущее»), заставляют в этом усомниться. Как выразился один из его участников, на их взгляд, «вопросов тут пока больше, чем ответов».

Обратная связь у чиновников если и была, то слабая, согласился Александр Левенталь, руководитель «арктического» блока института развития «ДОМ.РФ», подключившийся к этому разговору. А ведь на местах ситуация видится нередко иначе, чем из московских кабинетов. И все прежние попытки совершить новации на «северах» неизменно в этом убеждали.

Действуя из благих побуждений, их инициаторы не учитывают особенности края. Хотя нельзя подходить с одной меркой к теплым южным городам и поселениям за Полярным кругом, на краю земли. Нормы, которые годятся для Сочи, зачастую не работают в чукотском Певеке. Казалось бы, это очевидно, но на деле большинство законов и гостовских норм едины для всей бескрайней страны и не учитывают региональной специфики, сетуют северяне. А это приводит порой к абсурдным требованиям, когда в Дудинке, скажем, заставляют ставить дорогие снегоплавильные пункты, уместные в мегаполисах с другим климатом. Или высаживать зеленые насаждения, «упрямо» не желающие там приживаться. Или освещать фасады северных зданий без учета полярного дня.

В перечень ОПН этот городок тоже вошел. Но сам он невелик, хотя является центром гигантского муниципального образования (223,4 тыс. кв. км), второго по площади в России. Изменится ли жизнь за его пределами, где и каким образом, никто пока этого не знает, заметил Дмитрий Иванов, вице-мэр Дудинки.

Схожие мнения высказывали другие участники встречи, которые представляли там Нарьян-Мар, Тикси, Воркуту. А также Таймырский муниципальный район — крупнейшую (879,9 тыс. кв. км) в мире административно-территориальную единицу, где можно разместить чуть ли не половину европейских держав.

«В нее входит 27 населенных пунктов, — поведал глава района Евгений Вершинин. — И если жители этих сельских поселений не увидят улучшений, то скоро разъедутся, не дождавшись светлого будущего. Хотя уже сегодня у нас не хватает медиков, строителей, учителей. Дефицит кадров острейший…»

Если власть намерена оставить только «выгодные» города, то понятно, добавил он. Правда, уровень урбанизации в Арктике уже предельно высокий. Если государство собирается осваивать арктические месторождения лишь вахтовым методом, тоже понятно. Но об этом нужно прямо сказать, считает руководитель района, чтобы северяне знали, что им ждать в перспективе.

Концепция устойчивого развития территорий для Арктики не подходит, полагает Надежда Замятина, ведущий научный сотрудник Высшей школы урбанистики. Да, наличие инфраструктуры и близость месторождений, которые нужно осваивать, имеют значение. Но при этом важна не численность населения, а территория, которую ОПН сможет охватить медицинскими и прочими услугами.

В Арктике даже маленький поселок может стать опорой для большой территории. И не стоит надеяться на то, что каждый вложенный в ОПН рубль вернется сторицей. «Опоры» будут играть роль рубильников: умело взявшись за них, власть оживит там жизнь. Ведь чтобы этот огромный край с низкой плотностью населения не обез­людел, нужно реально помогать северянам. А это потребует среди прочего и корректировку законодательства.

Так, нужно ввести понятие «арк­тический поставщик». Такие компании будут обеспечивать материалами подрядчиков, которые что‑то не рвутся работать на севере, где тяжело и дорого строить. Арктика с ее бездорожьем и громадными просторами не обойдется без малой авиации. Но нужно изменить требования к малым аэродромам, убежден Левенталь, и стимулировать работы по созданию воздушных судов взамен старых добрых Ан-2…

Эти и многие другие инициативы нашли отражение на «круглом столе» и были включены в его итоговую резолюцию. С тем чтобы опорные агломерации действительно развивались, исходя из потребностей северян. А не представлений некоторых чиновников, которые, по выражению главы Нарьян-Мара, «редко смотрят на карту страны» и довольно слабы в географии.

Существующее положение дел, безусловно, нужно учитывать и при подготовке мастер-планов ОПН, хотя в законодательстве нет такого понятия. А методические пособия по их составлению эксперты готовили для регионов Дальнего Востока, а не Арктической зоны. Эти территории, имеющие нечто общее, все же отличаются друг от друга, прозвучало на встрече.


#Арктика #круглый стол #перспективы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7579) от 11.01.2024 под заголовком «Двойка по географии».


Комментарии