В Петербурге прошел форум образовательных учреждений с кадетскими классами

О значимости этого мероприятия говорит не только место его проведения, но и уровень представительства. На церемонии открытия участников форума приветствовали губернатор Петербурга Александр Беглов, председатель ЗакСа Александр Бельский, генеральный секретарь — руководитель секретариата совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ Дмитрий Кобицкий, начальник Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу генерал-лейтенант внутренней службы Алексей Аникин и руководитель Службы охраны по Северо-Западному федеральному округу ФСО России генерал-лейтенант Павел Волгин.

В Петербурге прошел форум образовательных учреждений с кадетскими классами | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

К слову сказать, генералы отнюдь не были «свадебными». Их ведомства давно и прочно курируют школы с кадетскими классами своего профиля. А Волгин и вовсе один из главных идеологов кадетского воспитания в городе. И организация форума, который, как выяснилось, готовился целый год, в значительной степени его заслуга.

Если же вдаваться в историю, то, как напомнил в своей приветственной речи губернатор, Петербург стал первым в России городом, где появилось кадетское образование. Произошло это еще в 1732 году. На невских же берегах после долгого перерыва оно и возродилось. Пять лет назад при Общественной палате Северной столицы была ­создана рабочая группа, результатом деятельности которой стал региональный закон «О кадетском образовании в Санкт-Петербурге». Вступил он в силу 20 апреля 2021 года, но на самом деле лишь зафиксировал существующую реальность — кадетские классы в нашем городе появились задолго до этого.

Сегодня они созданы в 32 питерских школах, в них обучаются более 5 тысяч детей. Как это реально происходит, рассказала директор школы № 253 Надежда Фурсова. Кадетские классы «Юный морской пограничник» работают там уже 10 лет. Сформированы они были по инициативе Пограничного управления ФСБ России по СПб и Ленинградской области и администрации Приморского района. Потом в число социальных партнеров вошел и Яхт-клуб Санкт-Петербурга.

Всего кадетскую подготовку проходят 60 учеников, в следующем учебном году будет 120. Занятия — сверх школьной программы, в рамках дополнительного обучения. Планируется, однако, задействовать и региональный компонент — то есть то, что входит в сетку обязательных учебных часов. Юных кадетов обучают опытные специалисты — как отставные, так и действующие военные. В программе кроме специальных дисциплин предусмотрены военно-патриотическое и физическое воспитание, а также морская практика на парусных судах яхт-клуба.

Ребята получают массу полезных знаний и навыков, причем с совершенно четкой идеологической ориентацией (что в нынешнее непрос­тое время весьма актуально), а постоянное ношение формы способствует воспитанию дисциплины.

Увы, каждое проводимое у нас в жизнь благое дело обязательно требует преодоления немалых трудностей. Чтобы открыть кадетский класс, признается Фурсова, приходится получать массу согласований. Разумеется, для полноценной кадетской подготовки не хватает и денег, отводимых бюджетом на дополнительное образование. Выручают те самые социальные партнеры. А многое делается и просто на энтузиазме. Мало собрать знающих и честных людей — надо, чтобы они могли облечь свой предмет в интересные игровые формы.

Очень много зависит и от родителей. Они должны четко понимать, зачем их детям брать на себя дополнительную нагрузку — ведь далеко не каждый из них хочет, чтобы его чадо после окончания школы связало себя с военной службой. Опять же приходится идти и на расходы — форму надо покупать за свои деньги. И, поскольку дети растут, каждый год новую.

В принципе, как удалось понять, послушав участников форума, примерно такая же картина и такие же проблемы и в остальных школах, решившихся открыть у себя кадетские классы (кстати, пограничного профиля, по примеру 253‑й, в городе уже четыре). Хотя в каждой из них процесс организуют по‑своему — в меру собственного понимания и возможностей (в особенности — возможностей своих социальных партнеров). Единой системы нет.

В этом смысле вышеупомянутый закон, по сути, ничего не дает — он носит чисто декларативный характер. В уставы школ кадетские классы не внесены. И, как признали идеологи «школьного кадетства», наш комитет по образованию смотрит на эту идею, мягко говоря, индифферентно. Не случайно отведенные для его представителей места на состоявшемся в рамках форума «круглом столе» были пусты.

Между тем жизнь просто заставляет использовать по максимуму этот перспективный (и, судя по всему, очень эффективный) воспитательный ресурс. Не случайно, повторю, на него обратили свои взоры столько влиятельных персон. А генерал-лейтенант Волгин даже был одним из модераторов упомянутого «круглого стола».

Главный же вывод, который был там сделан, озвучил второй модератор — председатель постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности ЗакСа Константин Чебыкин. Необходимо, уверен он, создать при правительстве города отдельный уполномоченный орган, который отвечает за кадетское образование. Для реализации этой идеи, сообщил Чебыкин, уже создана соответствующая депутатская группа, которую он и возглавил.

Нетрудно предвидеть, что добиться успеха избранникам народа будет непросто. Сегодня воспитанием подрастающего поколения в городе ведают пять профильных комитетов и четыре вице-губернатора. Вряд ли появление на этом поле еще одной чиновничьей структуры действующие функционеры воспримут с восторгом.

Еще одну конструктивную мысль высказал научный руководитель Северо-Западного института управления РАНХиГС генерал-полковник Владимир Шамахов.

К нам поступают много выпускников кадетских классов, — заявил он. — Большинство из них — это будущие лидеры. И потому они должны иметь преимущество при при­еме в высшие учебные заведения… Петербург является кадетской столицей России. И необходимо будет подкреплять это делами.

А вот тут уже, пожалуй, даже городские власти будут бессильны — понадобится решение на федеральном уровне. Впрочем, загадывать трудно: кадетское образование активно внедряют многие школы страны. И потому нельзя исключить, что голос с берегов Невы будет услышан на самом верху. Во всяком случае организаторы форума уверены, что в ближайшем будущем он станет уже не городским, а общероссийским. А учитывая то, что подобный опыт есть и в школах Белоруссии (и питерские кадеты с тамошними поддерживают связи), можно помечтать и об уровне международном.


#форум #Таврический дворец #кадеты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7150) от 14.04.2022 под заголовком «Кадетское детство».


Комментарии