В Петербурге подписано постановление о мерах по усилению борьбы с грызунами
Главный государственный санитарный врач, руководитель управления Роспотребнадзора Петербурга Наталья Башкетова подписала постановление о мерах по усилению борьбы с грызунами. Приказала всем — от председателей комитетов и управлений до частных предпринимателей — организовать единовременную сплошную дератизацию. Затем отчитаться перед Роспотребнадзором и вообще постоянно проводить профилактические мероприятия, чтобы изничтожить крыс в городе.
ФОТО by Nick Fewings on Unsplash
Надо сказать, что, несмотря на эпическую жуть, подобные приказы — дело обычное, можно сказать, сезонное. И, кажется, немного бессмысленное. Во-первых, дератизацию в жилых кварталах управляющие компании обязаны производить и без приказов — просто по факту ежемесячной оплаты, вносимой гражданами. Во-вторых, прошлогодний аналогичный приказ не слишком‑то изменил ситуацию в городе. Во всяком случае никаких видимых перемен не произошло. В-третьих, так и не получилось выработать, если можно так выразиться, единую политику в отношении крыс: чем, когда и где травим, чем и как засыпаем норы?
На все эти вопросы (как следовало из прошлогоднего «противокрысиного» приказа) следовало ответить тогда же — по итогам единовременной массовой дератизации. Ответов не прозвучало. Если, конечно, не считать таковым информацию жилищного комитета о том, что в Петербурге крысы живут «всего в 20 % домов».
Сколько процентов жилфонда заражено сейчас, не возьмется сказать никто. Однако опрос редакции и анализ жалоб граждан в различные инстанции заставляют думать, что ситуация ничуть не лучше прошлогодней.
«Конная улица, 3/5: крыса бегает по первому этажу».
«Улица Пионерстроя, 7, корпус 1: крыса таскает пищевые отходы из камеры мусоропровода».
«Муринская дорога, 84: необходима дератизация, крыса бегает по детской площадке».
«Проспект Энергетиков, 31, корпус 2: у нас бегает по двору между 5-м и 6-м парадными».
«Народная улица, 5: как жила в подвале крыса, так и живет. Уже года три».
Жалоб на самом деле больше. А эти взяты в качестве примера лишь для того, чтобы стало ясно, что крысы одолевают не только старые дома в историческом центре. Дом на Конной построен в конце XIX века, на Пионерстроя — в 1975 году, на Муринской дороге вообще в 2015-м, на Энергетиков — пятиэтажка 1968 года, на Народной — девятиэтажка 1964 года. Крысы не выбирают дома.
Жалуясь на них, многие горожане предлагают… разводить кошек. Пожалуйста, не нужно этого делать! Нет, конечно, если есть желание и возможность содержать животное приличным образом в квартире, то кто ж запретит?.. Но стоит знать, что разводить бездомных кошек для того, чтобы они боролись с крысами, дело не просто пустое, а еще и глупое, и бесчеловечное.
В течение многих лет зоологи разных стран изучали влияние популяции бездомных кошек на численность крыс… Нет никакого влияния. Гипотетически можно было бы предположить, что кошки начнут охотиться на крыс в условиях абсолютного голода. Но бездомные кошки в городе голода не испытывают. У них множество источников питания: от пищевых отходов на контейнерной площадке до сердобольных граждан. Крысам тоже хватает еды из тех же источников. Так что эти два вида городской фауны вполне в состоянии жить бок о бок, не враждуя друг с другом.
Что же касается пресловутого «кошачьего духа», то, по наблюдениям тех же зоологов, дух этот всего лишь заставляет крыс быть чуть‑чуть более осторожными, выбираться из укромных уголков чуть реже, а следовательно, более тщательно скрываться от служб, которые обязаны проводить дератизацию.
По решению главного санврача Петербурга, сплошная дератизация в городе должна продлиться до 31 мая. Почувствуют ли граждане ее результаты? Об этом, думается, лучше спросить у них самих, когда придет пора подводить итоги.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7660) от 13.05.2024 под заголовком «Крысы!».
Комментарии