В очереди к компьютеру. Школьная удаленка меняет систему образования

Школьников 7 —11-х классов отправили на удаленку. Родительские сети отреагировали на это, как и следовало ожидать, жестко: мол, объединимся, дадим отпор, мол, «что это еще за дистанты, карантины и тэдэ». Есть и такое: «Власти постучались в наши дома, заглядывают в наши окна, влезают в наши семьи, подступились к нашим детям и внукам». И здесь же — предложение «ставить лайкусики». В переводе на общечеловеческий это означает одобрять (ставить like) соответствующие посты в соцсетях.

В очереди к компьютеру. Школьная удаленка меняет систему образования | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Честно говоря, подобные посты похожи на пересуды теток, которые предпочитают думать не о реальных бедах, а о глобальном заговоре, устроенном против них и их детей.

Сами педагоги в подобных обсуждениях предпочитают не ­участвовать. Однако одно письмо на тему дистанционных уроков в редакцию пришло. Его автор — Дарья Семенищева — отметила: «Если бы старшие классы не отправили на удаленку, мы не знали бы, что делать. У нас в школе столько заболевших педагогов, что преподавать, по сути, некому. Online-уроки в нынешней ситуации  все же выход, позволяющий продолжить обучение».

Выяснилось, что Дарья преподает английский и немецкий языки в одной из школ в новостройках Невского района, где получали квартиры многодетные семьи. Отсюда и основной состав школьников.

Дарья, одно это слово — «многодетные» — заставляет думать о социальной незащищенности и необходимости государственной помощи. Между тем главным условием дистанта является наличие компьютера у каждого ребенка…

— Наша школа, разумеется, учитывает подобные обстоятельства. Я начала преподавать в ней с учебного года-2020/21, когда дистанционное обучение уже входило в обиход. Тогда семьи, не имеющие возможности купить компьютер, получали его в школе  по специальной программе городского правительства. Сейчас соответствующая техника есть во всех наших семьях. Многодетным, правда, нередко приходится пользоваться ею поочередно. И это школа тоже учитывает при составлении расписания.

То есть теперь, можно сказать, дистант налажен?

— Более-менее. Особенно по сравнению с самым началом в 2020 году. Это был полный ужас. Мы пользовались простой электронной почтой или связью по WhatsApp. Принцип был прост: с помощью этих ресурсов мы отправляли задания и получали ответы. При необходимости связывались с учеником или его родителями по телефону, часто — через классных руководителей. Это была работа 24 на 7. Если не выдерживаешь режима едва ли не круглосуточной проверки выполненных заданий, отстаешь от программы навсегда.

Хотя, должна сказать, в системе дополнительного образования удаленное преподавание иностранного языка давным-давно стало обычным явлением. Так что в нашей сфере уже есть опыт: построение урока, система проверки полученных знаний и навыков. А вот многим коллегам пришлось начинать с абсолютного нуля, самим учиться и осваивать новые ресурсы, разбираться с формами ­интерактивных заданий. Кстати, параллельно возникали и развивались и сами такие ресурсы.

Сейчас учителя переходят на онлайн-платформу, которая позволяет им писать на виртуальной доске, управлять экраном, ученикам — «поднимать руку», а всем вместе — обсуждать тему в чате, поддерживать зрительный контакт друг с другом при помощи видеокамеры.

А как это выглядит на практике?

— На дисплее учителя одновременно открыты «окна» всех «присутствующих» на уроке учеников. На их компьютерах в свою очередь виден учитель, который может со своего места включать микрофон тому или иному ребенку.

Звучит неплохо. Но, похоже, далеко не все родители приветствуют такой прогресс.

— Думаю, многих пугает необходимость осваивать новое. Ведь им приходится самим учиться регистрироваться на различных ресурсах, работать в разных программах. Хорошо еще, что многие предварительно уже успели привыкнуть к общению с учителями и друг с другом в чатах.

Тем родителям, кто пока еще не сталкивался с работой в подобном формате, я порекомендовала бы заранее сделать несколько необходимых шагов. Нужно создать ребенку собственную электронную почту, даже если он младшеклассник. И не стоит недооценивать детей. Они наверняка справятся. Далее нужно зарегистрироваться на общеобразовательной платформе Sferum (при переходе на дистант именно ее будут использовать в Петербурге). Затем  загрузить программу Zoom и вместе с ребенком ознакомиться с ее основными функциями: открыть чат, включить-выключить камеру, микрофон… Как это сделать? В Интернете легко найти нехитрые инструкции.

Также прошу родителей рассказать ребенку, что в столь ­непростое время нужно помочь друг другу, разделить обязанности: папа-мама работают, ребенок учится. Если в семье несколько детей и один компьютер, нужно разработать расписание (лучше всего вместе с учителем) и неуклонно его придерживаться.

Похоже, дистанционное обучение вошло в нашу жизнь прочно и надолго?

— Думаю, это так. В связи с этим очень быстро будут меняться программы и сами подходы к системе образования, в которой, очевидно, все больше и больше места будет занимать самоподготовка.

При этом, должна сказать, в моей практике появились несколько очевидных плюсов. Некоторые ребята-интроверты, которые с трудом выдерживали многолюдье в классе, на дистанционном уроке чувствуют себя гораздо более уверенно и лучше усваивают материал.

Хочу также успокоить родителей, которые очень волнуются из‑за качества получаемого удаленно образования: не стоит негативно относиться к происходящему и нервничать. У нас в программу заложены резервные часы, которых хватит, чтобы повторить пройденное, закрепить полученные навыки. Было бы здоровье.


#школа #учеба #дистанционное обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7104) от 07.02.2022 под заголовком «В очереди к компьютеру».


Комментарии