В лето пойдем по воде. Сегодня в Петербурге открывается навигация по рекам и каналам
В ночь на 10 апреля в город вернулось зрелище, которое не зря считается одной из туристических «визиток» Петербурга. Благодаря началу навигации в Северной столице стартовал и сезон разводки мостов, во время которого все желающие вновь смогут наблюдать, как станут поднимать крылья самые крупные переправы города.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
По словам директора СПб ГБУ «Мостотрест» Андрея Кочина, все запланированные в межнавигационный период работы на мостах города выполнены в полном объеме, а первая разводка года состоялась еще 9 марта, когда был разведен мост Александра Невского. «После этого технологические разводки с целью проверки и отладки механизмов осуществлялись на самых разных переправах — всего их произведено уже около 60, — пояснил он. — С 10 апреля мы готовы осуществлять их на регулярной основе»
Как сообщает «Мостотрест», сезон навигации (и, соответственно, разводки мостов) в нынешнем году будет довольно длинным. На Неве и Малой Неве он продлится с 10 апреля по 30 ноября, а на рукавах Невы — с 20 апреля по 15 ноября. Однако Кочин сразу предупредил, что «если нет заявки от «Волго-Балта» — мы мосты не разводим». И посоветовал горожанам и туристам внимательно следить за информацией по этому поводу. А начальник отдела регулирования движения судов ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Алексей Сидоров пояснил: транзитное движение по водной магистрали в текущем году запланировано в период с 30 апреля до 15 ноября. «В этой связи с 10 по 30 апреля мосты будут разводиться при наличии соответствующих заявок от судовладельцев», — добавил он.
Стоит учесть, что из более чем 400 имеющихся в Северной столице мостов разводятся менее двух десятков (девять из них — по графику), а один из самых красивых — Биржевой (между Васильевским островом и Петроградской стороной) — по плану, после ремонта будет введен в строй только к концу мая: пока он закрыт. Но самые «видовые» — Дворцовый, Троицкий, Благовещенский и другие — в полном порядке и готовы к разводкам. И некоторые из них (Володарский, Дворцовый, Благовещенский и Тучков) каждую ночь во время навигации будут разводить дважды.
Время разводки у мостов разное (за графиком можно следить по адресу: https://mostotrest-spb.ru/bridges), но в подавляющем большинстве случаев оно находится между часом ночи и пятью часами утра. Именно в этот период и можно наблюдать, как исполинские крылья мостов вздымаются вверх. И, конечно, делать фото на память. Быть в курсе графика разводки мостов после 10 апреля необходимо и водителям: привыкшие за зиму к постоянно открытым для проезда переправам, уже в начале следующей недели ночью при желании пересечь Неву они могут столкнуться с неожиданной преградой. Для того чтобы точно знать, разведен или сведен мост, автомобилистам советуют скачать соответствующее приложение на смартфон: в нем есть возможность узнавать об этом с точностью до минуты.
Что касается пассажирских перевозок по рекам и каналам Петербурга, то руководитель СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александра Бахмутская пояснила: фактически пассажирская навигация с использованием катеров и теплоходов стартует тогда, когда полностью позволит погода. «В прошлом году, к примеру, она началась 18 апреля и длилась 211 дней до 15 ноября — впервые в этот период вошли даже осенние каникулы, — рассказала она. — В настоящее время ведется актуализация маршрутов водного транспорта, которая будет завершена к началу мая».
Бахмутская напомнила: в сезон 2022‑го через городские причалы проходили 19 экскурсионно-прогулочных маршрутов, многие из которых пользовались большим спросом среди горожан и туристов. А всего их в городе имелось больше шести десятков. Особо популярны были и маршруты системы hop-off hop-on, позволяющие садиться и выходить в любой их точке. «Пока трудно сказать, появятся ли в эту навигацию новые», — говорит Александра Бахмутская.
При этом количество городских причалов, активно используемых как для выполнения регулярных туров по воде, так и разовых причаливаний, пока остается прежним — их 19. Включая 11 «умных», оснащенных системами видеонаблюдения, контроля подхода судов и прохода пассажиров, с круглосуточной связью с диспетчерской Агентства внешнего транспорта и автономным энергоснабжением от солнечных панелей. Однако вполне возможно, что по ходу навигации 2023 года к ним добавятся еще три.

Примерно таким же, как в прошлом сезоне, ожидается и количество «водоплавающих» пассажиров. По словам представителя «Волго-Балта» Алексея Сидорова, в 2023‑м на всей водной магистрали ожидается не менее 300 тысчс пассажиров круизных лайнеров. Да и Александра Бахмутская полагает, что по рекам и каналам Петербурга в навигацию этого года будут путешествовать так же активно, как в 2022‑м.
Напомним: в прошлую навигацию петербургские речники поставили рекорд, обслужив за сезон около 3,5 млн человек — на 49,7 % больше, чем в 2021‑м. «Мы сделали ставку на внутренний туризм — и эта стратегия себя оправдывает, — заявил по этому поводу губернатор города Александр Беглов. — Уверен, что с вводом новых объектов, таких как проект «Остров фортов» в Кронштадте, приток пассажиров на водных маршрутах будет только расти».
Убедительными были и другие результаты навигации: по ее ходу в Петербурге ошвартовались 406 речных круизных теплоходов (на 11 % больше, чем в 2021 году), а число прибывших на них пассажиров оказалось больше на 31 %.
Эксперты подчеркивают: результаты навигации-2023 на реках и каналах во многом будут определять традиционные факторы — погода и уровень спроса к путешествиям по воде. Однако ожидания, как обычно, позитивные — есть все предпосылки для того, чтобы не только сохранить былые показатели, но и превзойти их. Ведь пандемия коронавируса с ее ограничениями завершилась, а желание разнообразно отдыхать у россиян только растет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7392) от 10.04.2023 под заголовком «В лето пойдем по воде ».
Комментарии