В Ленобласти состоялось топонимическое обновление железнодорожных станций

Львиная доля из них прежде имела название в виде номера километра.

В Ленобласти состоялось топонимическое обновление железнодорожных станций | ФОТО Sazzad Bin Jafor on Unsplash

ФОТО Sazzad Bin Jafor on Unsplash

Власти Ленобласти еще весной начали подготовку к этому «оптовому» переименованию, предложив Российским железным дорогам избавиться от множества «километровых» полустанков и дать им полноценные названия. Правда, многие варианты явно были искусственными. Так, чиновники сочинили слова, похожие на ойконимы, хотя рядом соответствующих деревень и поселков никогда не было. В железнодорожном топонимическом обновлении приняли участие и жители. В итоге октябрьским приказом за подписью главы РЖД на карте региона появились 73 новых названия.

Тридцать из них находятся на восточном направлении, это линии на Лодейное Поле, Вологду, Неболчи и соединительный путь между Волховом и Киришами. Значительная часть названий связана с близлежащими населенными пунктами: Алексеевка (77‑й км), Рындела (95‑й км), Пурово (106‑й км), Козарево (115‑й км), Коскеницы (143‑й км), Вячково (131‑й км), Дуброво (143‑й км), Туравкино (179‑й км), Лазаревичи (196‑й км), Галично (214‑й км), Плутно (292‑й км), Березняк (92‑й км), Обречиха (148‑й км), Бор (10‑й км), Бороничево (11‑й км), Любыни (23‑й км), Черенцево (30‑й км), Наволок (35‑й км), Шелогино (46‑й км). Одно дано по соседней реке — Воробка (121‑й км), другое по Селовскому ручью — Селовское (5‑й км), еще одно по садоводству «Локомотив» (4‑й км) и микрорайону Тихвина Улитов Ручей (93‑й км).

Однако есть и довольно забавные варианты. Например, 75‑й км теперь звучит как Прыжково. Никакой деревни Прыжково рядом нет, зато есть аэродром «Путилово», где любой желающий может совершить прыжок с парашютом. Станция Кожемякин (83‑й км) названа в честь летчика Тимофея Кожемякина, чья могила находится рядом. Поскольку в приказе нет пояснений, остается загадкой происхождение пяти названий — Жарово (119‑й км), Сельская (135‑й км), Ершовой Надел (129‑й км), Шараповская (170‑й км) и Ушкино (разъезд № 3). Добавим, что две из этих тридцати станций — Воробка и Обречиха — находятся за пределами 47‑го региона, в Любытинском районе Новгородской области.

15 наименованных станций находятся в стороне Луги, Батецкого и Великого Новгорода. Часть имеет привязку к населенным пунктам: Ольховец (90‑й км), Песочный Мох (117‑й км), Великое Село (133‑й км), Каменка (77‑й км), Естомичи (9‑й км) и Стояновщина (144‑й км). Одно дано по болоту — Стрелуцкий Мох (77‑й км), еще одно по водотоку — Вязов Ручей (101‑й км), три по садоводствам — Экспресс (101‑й км), Ручеек (36‑й км) и Родничок (48‑й км). Еще один по Дудоровской улице в поселке Торковичи — Дудоровская (125‑й км).

В Вырице избавились от трех номерных платформ — станция Платформа № 1 отныне называется Связи, Платформа № 2 — Ленина, а Платформа № 3 — Суворовский Проспект (все по поселковым улицам). Еще один вариант в родительном падеже теперь у 63‑го км — он звучит теперь как Филатовой.

На западе Ленобласти теперь есть станции Черновское (183‑й км), Краснофлотский Карьер (68‑й км) и Новое (80‑й км). Они увековечили поселок Черновское, карьер и, вероятно, деревню Новое Калище, соответственно.

27 новых названий в Выборгском, Приозерском и Всеволожском районах. Часть зафиксировала близлежащие деревни и поселки: Лесколово (39‑й км), Лаппелово (47‑й км), Колосково (79‑й км), Боровое (152‑й км), Селезнево (138‑й км), Приветнинский Карьер (72‑й км) и Куликово (168‑й км), которое находится уже в Лахденпохском районе Карелии. Даны названия и по другим географическим объектам — Мухинское Болото (63‑й км), Соколиное Озеро (21‑й км), Рябиновый Полуостров (38‑й км). Есть точечные объекты — Форт Ино (70‑й км) и Кузьминский Мост (26‑й км), два названия даны по улицам — Кузнечная Улица (2‑й км), Мира (21‑й км), еще два по садоводствам — Колос (7‑й км) и Надежда (106‑й км). Повторно утвердили переименование 73‑го км в Шевелево — в честь заведующего отделом поэзии ленинградского журнала «Аврора» Александра Шевелева, долгие годы жившего в этих краях.

Происхождение станций Никитино (69‑й км), Рабочий Батальон (19‑й км), Глушь (20‑й км) и Болотистое (44‑й км) неясно. Переименование двух станций — 5‑й и 16‑й километры — в Моряков-Балтийцев и Гранитный, соответственно, создает топонимический диссонанс, ведь они находятся в поселках с официальными названиями Пятый Километр и Шестнадцатый Километр, а их переименовывать никто не планирует, да и закон не позволяет.

По данным «Санкт-Петербургских ведомостей», в ходе подготовки списка рассматривались переименования существующих станций. Девяткино могло стать Мурином (находится в городе Мурино; пере­именование стало возможно благодаря тому, что станция Мурино ранее была переименована в Новую Охту), Невская Дубровка — Дубровкой (поселок называется Дубровка, а не Нев­ская Дубровка), Колтуши — Карьер-Мяглово (находится в поселке Карьер-Мяглово вдалеке от города Колтуши, что создает путаницу), Тарковичи — Торковичами (устранение опечатки: в названии поселка вторая буква О). 

Читайте также:

Переименовать ЖД станцию Сортировочная предложила недавно Топонимическая комиссия

В Пушкине готовятся снять с охраны одну из исторических дорог — Московское шоссе


#жд станции #Ленобласть #топонимы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7806) от 04.12.2024 под заголовком «Следующая остановка — Мухинское Болото!».


Комментарии