В Доме журналиста обсудили предвыборную агитацию в СМИ
Очередная встреча экспертов в Доме журналиста, организованная Общественной палатой Санкт-Петербурга, региональным отделением Союза журналистов России совместно с Экспертным клубом Северной столицы, была посвящена начавшейся предвыборной агитации в СМИ кандидатов в Госдуму и городской ЗакС.
Фото: Wikimedia Commons / Xverbina / CC BY-SA 3.0
Мнения о том, насколько активно проходит нынешняя избирательная кампания, разошлись. Так, член Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса Юрий Кузьмин полагает, что кампания идет вполне энергично, несмотря на пандемию: в горизбирком постоянно поступают сигналы о нарушениях, которыми занимается рабочая комиссия по информационным спорам. Пока она выносит в основном предупреждения, но обращений, скорее всего, будет больше, в том числе и по поводу «черного» пиара.
Директор по развитию РИА Live 24 Сергей Наумов тоже считает, что кампания идет оживленная, «поскольку есть новые политические силы, которые активно заявили о себе и могут получить мандаты»: избиратели, по словам эксперта, устали от одних и тех же лиц на выборах.
А вот главный редактор информационного агентства «Невские новости» Андрей Краснобаев считает, что кампания в нынешнем году довольно вялая, при этом электорат во многом ориентируется на информацию о кандидатах из новых медиа. Ролики и предвыборные интервью кандидатов эксперт назвал просто «ужасом ужасным».
С ним согласились все участники дискуссии, добавив к «ужасам» нынешней избирательной кампании и билборды с плакатами, демонстрирующие явную деградацию политтехнологического креатива. Например, можно прочитать, что кандидат был автором закона о тишине. Избиратель тут же, через запятую, может мысленно добавить: «...который не работает».
На качестве агитации в СМИ очень сказывается жесткое регулирование официальных медиа, в то время как в Интернете легко можно не только пиарить себя, но и дискредитировать оппонента. Как отметил Андрей Краснобаев, государству нужно что-то с этим делать: впереди президентские выборы. По его мнению, нужно дать больше свободы официальным СМИ и облегчить кандидатам их регистрацию для участия в выборах, менять механизм сбора подписей, потому что «мы теряем интересных людей на бюрократических процедурах».
Политолог Михаил Чирков тоже назвал кампанию «вялотекущей» с трендом на «засушивание» явки. А электорат, полагает он, и без того «смотрит на все с определенной долей усталости, не верит, что выборы что-то изменят».
В очередной раз за либерализацию избирательного законодательства, касающегося СМИ, высказался первый заместитель председателя Координационного совета по общественному контролю за голосованием Общественной палаты РФ генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич. По его словам, во всех странах с развитыми демократическими процедурами избиратели узнают о программах и идеологии партий и их кандидатов именно из традиционных СМИ – газет, телевидения, радио. А на нынешних выборах «нельзя смотреть без боли» те ролики, что приносят кандидаты на телеканал «Санкт-Петербург».
«У нас на предвыборную агитацию в СМИ дано 28 дней, хотя кандидат с момента выдвижения может выпускать листовки, «украшать» город баннерами и билбордами с незатейливым креативом. Мы находимся на позициях загнанных в угол, притом что в Интернете вся эта политическая реклама идет», – заметил эксперт. Он обратил внимание коллег на креативную находку одной из партий, придумавшей название из слов, часто звучащих в последнее время, и использующей сетевой маркетинг. Это новое веяние в российской политике, так что для некоторых партий не исключено неприятное пробуждение 20 сентября после оглашения результатов.
Что касается начавшихся теледебатов, то они, уверен эксперт, тоже требуют корректировки и по времени, и по возможности делать предвыборные шоу, более цепляющие зрителей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6998) от 30.08.2021 под заголовком «Сэкономили на креативе».
Комментарии