В Александровском парке Пушкина вновь закипели строительные работы

Леса появились на фасадах павильона «Шапель». Местные жители очень этому удивились, ведь прошлый масштабный ремонт был совсем недавно — в 2018 году.

В Александровском парке Пушкина вновь закипели строительные работы | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Павильон «Шапель» расположен в южной части Александровского парка, недалеко от Баболовских ворот. Он был построен в 1828 году по проекту архитектора Адама Менеласа и скульптора Василия Демут-Малиновского. Павильон выполнен в виде готической капеллы (chapelle — с французского «капелла»), на стенах которой имитированы разрушения. Здание представляет собой две симметричные башни (одна наполовину «обвалилась») и арку между ними. С северо-западной стороны стоят «руинированные» колонны и аркады.

Не запланированные проектом повреждения башня получила в годы войны: тогда пострадали кровля, кирпичная кладка, каменная лестница, лепные скульптуры ангелов. С тех пор из фальшруин здание превратилось в руины настоящие.

В 2017 – 2018 годах по заказу музея-­заповедника «Царское Село» был проведен реставрационный ремонт Шапели. Были восстановлены утраты, но общая руинная сущность сохранилась.

И вот недавно на фасадах вновь заметили леса. Подробностями поделились в музее: «В связи с образным решением проектом не было предусмотрено окрытие кирпичных стен и колонн. Однако в нашем климате верхние ряды кирпичной кладки в результате воздействия атмосферных осадков начали активно разрушаться, появились многочисленные высолы. В 2023 году было произведено обследование проблемных мест и разработана проектная документация по ремонту разрушенных участков кладки».

Оказывается, ремонт кладки, проведенный пять лет назад, имел непродолжительный эффект. «Из-за того, что отсутствует покрытие, под воздействием неблагоприятного климата кладка через какое‑­то время начинает разрушаться. Поэтому приходится производить эти работы снова. Проблему могла бы решить установка покрытия, но при этом изменится исторический архитектурный облик павильона, а он — объект культурного наследия», — рассуждают музейщики.

И все же «Царское Село» наде­ется, что после завершения нынешних работ реставраторов не станут вызывать более продолжительное время. Дело в том, что теперь ожидается «усиленная гидроизоляция кладки», более того, в некоторых местах, где это позволяет архитектурное решение, кладка получит необходимое покрытие.

Заметим, что ранее проблемы с вынужденной повторной реставрацией были у объектов, выполненных из известняка. Скажем, в 2020 году переложили известняковые плиты стилобата Никольской единоверческой церкви на улице Марата, 24А, но они быстро разрушились, и в 2023‑м их пришлось менять повторно. Аналогичные проблемы возникли с материалом цоколя оград Михайловского замка и Михайловского сада вдоль Садовой улицы. По словам прежнего директора Русского музея Владимира Гусева, разрушения были связаны с кислотными дождями, содержанием в воздухе углекислого газа из‑за постоянных пробок на Садовой улице, также оказывает влияние городская уборочная техника, которая чистит тротуары. Русский музей дважды обращался в ­КГИОП с просьбой заменить известняк гранитом, «но получил отказ в связи с мотивацией сохранения исторического материала облицовки». В итоге в первой половине 2010‑х ремонт прошел с сохранением известняка.


#леса #парк #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7577) от 09.01.2024 под заголовком «Повторное выступление в Шапели ».


Комментарии