Уничтоженное наследие. Как сносили здания Варшавского вокзала

Градозащитники этой осенью проиграли битву за один из пакгаузов бывшего Варшавского вокзала: суд разрешил строить на его месте бизнес-центр. «Санкт-Петербургские ведомости» вспоминают события новейшей истории этого места.

Уничтоженное наследие. Как сносили здания Варшавского вокзала | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вокзал, верой и правдой служивший пассажирам, направлявшимся в западные губернии России, Прибалтику и Европу, с 1853 года, был закрыт в самом начале XXI века. Железнодорожные функционеры посчитали, что для обслуживания этих направлений вполне достаточно одного вокзала – Балтийского. Топ-менеджеры стройгруппы «Адамант» оказались первыми на распродаже – и вскоре главное здание вокзала превратилось в торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс». Внутреннее его пространство под дебаркадером было разделено на три этажа.

Но сами пути и платформы, а также многочисленные железнодорожные постройки еще долго сохранялись. В частности, у платформ установили ретровагоны под вывеской «Музей Октябрьской железной дороги». Дореволюционные же пакгаузы оказались заброшены и частично разрушены. Территория, надо сказать, была совсем не благополучной. Когда автор этих строк впервые там побывал в 2011 году в сопровождении известного демонтажника, то повторно возвращаться сюда не хотелось: разбитые кирпичи и стекло, машинное масло, кучи мусора и прочее непотребство.

Спустя непродолжительное время за дело взялись «Российские железные дороги»: они демонтировали все так называемое путевое развитие с соответствующей инфраструктурой, за исключением одного пути. Его оставили для эвакуации ретровагонов. Потом группа компаний «Размах» в несколько этапов зачистила территорию от руин. А далее за дело взялась уже группа «Эталон» (ЛенспецСМУ), чтобы застроить землю доходным жильем. Она там работает и по сей день.

Сейчас местность между Обводным каналом и Старообрядческой улицей – большая стройка. Помимо «Эталона» тут действует еще и архангельский девелопер «Аквилон», который занят на восточной стороне Парфеновской улицы.

Среди громад башенных кранов, бетона и заборов сохраняются напоминания о железнодорожном прошлом. Скажем, один из пакгаузов-памятников сегодня в ведении «Почты России». Она уверяет, что «заинтересована в использовании здания для размещения отделения почтовой связи с целью оказания услуг жителям нового микрорайона», но за ремонт готова взяться только после окончания строительства жилья.

Варшавский2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Соседний пакгауз, а вернее, его красивый торец, обещали сохранить и включить в состав жилого комплекса. Но не судьба – красоту в итоге снесли (об этом мы писали в материале «Редевелопмент по-нашему» в № 201 от 25.10.2019).

Не стало и соседнего пакгауза. На его месте уже началось строительство бизнес-центра от «Адаманта». Вообще история этого объекта любопытная. Незадолго до того как его признали памятником, собственник снес здание. Потом представители застройщика пошли в суд и доказали, казалось бы, очевидное: КГИОП не имел права назначать памятником снесенное здание. Потом уже другой собственник, ООО «Развитие», получил разрешение на строительство двух зданий бизнес-центра. Теперь уже в суд пошли активисты Всероссийского общества охраны памятников: они полагали, что пакгауз по-прежнему под охраной, а значит, закон требует лишь его воссоздания, но никак не строительство десятиэтажек. И самое любопытное, что Куйбышевский районный суд с этой позицией согласился – стройку признали незаконной и остановили. Однако в минувшем сентябре городской суд Санкт-Петербурга решение отменил: теперь бизнес-центр вновь можно возводить, не опасаясь атак градозащитников.

Непонятна судьба старинной водонапорной башни. Когда-то она возвышалась над вокзальным пространством, но теперь затерялась среди жилых высоток. Причем не просто затерялась: она не эксплуатируется, а значит, разрушается. Неясна судьба и деревянного жилого дома, построенного в конце XIX века для сотрудников Варшавского вокзала в Варшавском проезде позади Воскресенской церкви. Он расселен, даже горел, но максимум, что сумели сделать, это установить временную кровлю.

Двум вокзальным казармам на Малой Митрофаньевской улице не повезло: их снесли. (Кто – официальным путем выяснить не удалось.) Все же градозащитникам удалось поставить их под охрану – тоже постфактум. То есть новый собственник этого участка обязан будет их воссоздать. Вот только будет ли _ большой вопрос. Дело в том, что, по проекту планировки, как раз через это место прочертили трассу Измайловского бульвара (так именуется продолжение Измайловского проспекта).

Сараю (депо) для императорских поездов – одной из самых интересных построек комплекса – повезло больше: его уже сейчас капитально ремонтируют. Правда, под какие цели, пока неизвестно. КГИОП ограничивается стандартной формулировкой: ведется «приспособление объекта культурного наследия для современного использования». В окнах уже стоят новые стеклопакеты, проведено укрепление фундаментов и стен.

Варшавский3_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

А в перспективе есть еще одно «революционное» мероприятие: город рассматривает возможность перемещения на другое место «Электростанции станции Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги», которая мешает пробивке все того же Измайловского бульвара. Можно ли поверить именно в перемещение этой исторической постройки, учитывая то, как берегут остальное наследие Варшавского вокзала?

#снос #вокзал #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6797) от 02.11.2020 под заголовком «Куда ушел вокзал».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.