Уничтоженное наследие. Как сносили здания Варшавского вокзала
Градозащитники этой осенью проиграли битву за один из пакгаузов бывшего Варшавского вокзала: суд разрешил строить на его месте бизнес-центр. «Санкт-Петербургские ведомости» вспоминают события новейшей истории этого места.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Вокзал, верой и правдой служивший пассажирам, направлявшимся в западные губернии России, Прибалтику и Европу, с 1853 года, был закрыт в самом начале XXI века. Железнодорожные функционеры посчитали, что для обслуживания этих направлений вполне достаточно одного вокзала – Балтийского. Топ-менеджеры стройгруппы «Адамант» оказались первыми на распродаже – и вскоре главное здание вокзала превратилось в торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс». Внутреннее его пространство под дебаркадером было разделено на три этажа.
Но сами пути и платформы, а также многочисленные железнодорожные постройки еще долго сохранялись. В частности, у платформ установили ретровагоны под вывеской «Музей Октябрьской железной дороги». Дореволюционные же пакгаузы оказались заброшены и частично разрушены. Территория, надо сказать, была совсем не благополучной. Когда автор этих строк впервые там побывал в 2011 году в сопровождении известного демонтажника, то повторно возвращаться сюда не хотелось: разбитые кирпичи и стекло, машинное масло, кучи мусора и прочее непотребство.
Спустя непродолжительное время за дело взялись «Российские железные дороги»: они демонтировали все так называемое путевое развитие с соответствующей инфраструктурой, за исключением одного пути. Его оставили для эвакуации ретровагонов. Потом группа компаний «Размах» в несколько этапов зачистила территорию от руин. А далее за дело взялась уже группа «Эталон» (ЛенспецСМУ), чтобы застроить землю доходным жильем. Она там работает и по сей день.
Сейчас местность между Обводным каналом и Старообрядческой улицей – большая стройка. Помимо «Эталона» тут действует еще и архангельский девелопер «Аквилон», который занят на восточной стороне Парфеновской улицы.
Среди громад башенных кранов, бетона и заборов сохраняются напоминания о железнодорожном прошлом. Скажем, один из пакгаузов-памятников сегодня в ведении «Почты России». Она уверяет, что «заинтересована в использовании здания для размещения отделения почтовой связи с целью оказания услуг жителям нового микрорайона», но за ремонт готова взяться только после окончания строительства жилья.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Соседний пакгауз, а вернее, его красивый торец, обещали сохранить и включить в состав жилого комплекса. Но не судьба – красоту в итоге снесли (об этом мы писали в материале «Редевелопмент по-нашему» в № 201 от 25.10.2019).
Не стало и соседнего пакгауза. На его месте уже началось строительство бизнес-центра от «Адаманта». Вообще история этого объекта любопытная. Незадолго до того как его признали памятником, собственник снес здание. Потом представители застройщика пошли в суд и доказали, казалось бы, очевидное: КГИОП не имел права назначать памятником снесенное здание. Потом уже другой собственник, ООО «Развитие», получил разрешение на строительство двух зданий бизнес-центра. Теперь уже в суд пошли активисты Всероссийского общества охраны памятников: они полагали, что пакгауз по-прежнему под охраной, а значит, закон требует лишь его воссоздания, но никак не строительство десятиэтажек. И самое любопытное, что Куйбышевский районный суд с этой позицией согласился – стройку признали незаконной и остановили. Однако в минувшем сентябре городской суд Санкт-Петербурга решение отменил: теперь бизнес-центр вновь можно возводить, не опасаясь атак градозащитников.
Непонятна судьба старинной водонапорной башни. Когда-то она возвышалась над вокзальным пространством, но теперь затерялась среди жилых высоток. Причем не просто затерялась: она не эксплуатируется, а значит, разрушается. Неясна судьба и деревянного жилого дома, построенного в конце XIX века для сотрудников Варшавского вокзала в Варшавском проезде позади Воскресенской церкви. Он расселен, даже горел, но максимум, что сумели сделать, это установить временную кровлю.
Двум вокзальным казармам на Малой Митрофаньевской улице не повезло: их снесли. (Кто – официальным путем выяснить не удалось.) Все же градозащитникам удалось поставить их под охрану – тоже постфактум. То есть новый собственник этого участка обязан будет их воссоздать. Вот только будет ли _ большой вопрос. Дело в том, что, по проекту планировки, как раз через это место прочертили трассу Измайловского бульвара (так именуется продолжение Измайловского проспекта).
Сараю (депо) для императорских поездов – одной из самых интересных построек комплекса – повезло больше: его уже сейчас капитально ремонтируют. Правда, под какие цели, пока неизвестно. КГИОП ограничивается стандартной формулировкой: ведется «приспособление объекта культурного наследия для современного использования». В окнах уже стоят новые стеклопакеты, проведено укрепление фундаментов и стен.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
А в перспективе есть еще одно «революционное» мероприятие: город рассматривает возможность перемещения на другое место «Электростанции станции Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги», которая мешает пробивке все того же Измайловского бульвара. Можно ли поверить именно в перемещение этой исторической постройки, учитывая то, как берегут остальное наследие Варшавского вокзала?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6797) от 02.11.2020 под заголовком «Куда ушел вокзал».
Материалы рубрики
В бывшем здании Варшавского вокзала открылся фуд-молл
В библиотеке «ШКАФ» открылась выставка фотографий античной архитектуры
Вокзал без метро. Вестибюль станции «Ладожская» закроют на капремонт
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии