Как уничтожают исторический Петербург

Настало время, когда ради постройки нового жилья бизнес хватается за любой клочок земли - не только за бывшие пашни на окраинах, но и за промышленные зоны, где притаились корпуса-памятники. Увы, судьба последних нередко незавидна: жилье строят, а до старины руки не доходят.

Как уничтожают исторический Петербург | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Еще некоторое время назад развитие так называемого серого пояса Петербурга считалось одной из важнейших задач города. Сколько было «круглых столов», выступлений экспертов - и все подчеркивали необходимость комплексного подхода. Но вот беда: за десятилетие редевелопмента удачных примеров почти не найти.

Возьмем район Киевской и Смоленской улиц. Нам обещали преображение территории Бадаевских складов, создание качественной инфраструктуры. В итоге же все превратилось в точечную застройку кусков серого пояса, которые бизнесу удалось отвоевать у промзоны. Теперь высотные жилые дома из стекла и бетона стоят в обнимку с кирпичными цехами-карликами, а рядом, усиливая это безобразие, сохранились дореволюционные жилые постройки в четыре-пять этажей.

Та же картина стала следствием редевелопмента и других территорий - Колтовской Слободы на Петроградской стороне (конец Пионерской улицы), Чекушей на Васильевском острове, Ближней Рогатки... Уже очевидно, что подобная судьба ждет Петровский остров.

А поскольку ни власти, ни бизнес не настроены на комплексный редевелопмент, то попавшие в пятно застройки дореволюционные здания оказались в зоне риска. Их либо сносят (из недавних примеров - уничтожение построек на улице Салова, в Вазаском переулке, возле станции Новая Деревня и на улице Кораблестроителей), либо оставляют заброшенными на долгие годы.

Когда на заводе «Вагонмаш» еще собирались составы для петербургской подземки, в бизнес-среде не просто похоронили предприятие, но и разработали концепцию его жилой застройки. Никого не удивило скорое банкротство единственного поставщика метровагонов. Потом последовала историко-культурная экспертиза, которая сняла с охраны многие краснокирпичные здания Санкт-Петербургского вагоностроительного завода (так изначально он назывался, пока в советское время не стал Ленинградским вагоностроительным заводом имени Егорова, а в российское время - «Вагонмашем») конца XIX - начала XX века.

В 2013 году последовала зачистка территории. Причем подрядчик - группа «Размах» - сохранил тогда некоторые старинные фрагменты. В своем официальном комментарии для СМИ «Размах» называл их «рядом дополнительных сооружений, включая фрагменты зданий, документально не представляющих историко-культурной ценности, но составляющих с историческими зданиями единые комплексы - красивые ансамбли - образцы промышленной архитектуры».

Сперва эти красивые обрубки действительно оставались на стройплощадке «ЛенспецСМУ», пока рядом росли высотки. Но потом экскаваторы стерли их с лица земли. Первым воссоздали в виде арки бывший торец, выходивший на Заставскую улицу, затем - лицевой фасад бывших кузнечной и токарно-слесарно-механической мастерских в составе детского сада. Вместо проникнутой духом времени красивой кирпичной кладки мы получили бездушную бетонную стену, покрытую отделочным кирпичом а-ля коттедж. Та же участь недавно постигла производственный корпус чуть южнее; на его месте «ЛенспецСМУ» будет строить школу. Но даже в этом «пластилиновом» виде новоделы являются самыми красивыми зданиями в новом жилом квартале.

Зачистка территории позади Варшавского вокзала - там тоже работал «Размах» по заказу «ЛенспецСМУ» - прошла по тому же сценарию. Подрядчик сохранил красивый торец одного из старинных пакгаузов и пояснял: «Мы делаем это добровольно, принимая во внимание эстетическую ценность торца». Но в 2017 году его снесли, а теперь примерно на том же месте стоят две жилые высотки.

Проектом микрорайона на бывших путях Варшавского вокзала было предусмотрено сохранение зданий-памятников. Например, самое величественное здание вокзального комплекса - сарай для императорских поездов - обещали приспособить под физкультурно-оздоровительный комплекс. «Исторический облик здания будет сохранен», - обещал первый зампред КГИОП Александр Леонтьев, ссылаясь на проектную документацию. Но мало того что депо оказалось во дворе многоэтажек и фактически потеряло свою доминантную роль, так еще и непонятно, будет ли вообще исполнено обещание чиновника.

Также туманна судьба соседнего пакгауза. Он находится в ведении «Почты России». Та анонсировала создание внутри почтового отделения для жильцов нового микрорайона. Но пока к работам никто не приступал.

Рядом, на улице Красуцкого, 3, группа «ЮИТ» построила жилой комплекс. Один из домов своим паркингом-стилобатом окружил памятник архитектуры - водонапорную башню Новых городских скотобоен. Жилье сдано давно, а башня заброшена. В прошлом году четырехэтажное сооружение продали физическому лицу, которое запланировало провести его ремонт.

Заброшенной остается главное здание Императорской карточной фабрики на проспекте Обуховской Обороны у метро «Пролетарская», обращенное главным фасадом к Неве. В 2014 году на месте снесенных других фабричных построек появился высотный жилой дом в виде подковы. Его создатель «ЛенспецСМУ» на свои деньги разработал документацию для капитального ремонта здания-памятника под бизнес-центр и вместе с ней выставил на продажу. Видимо, так и «торгуется».

Однако не все так пессимистично. Есть редевелоперы, которые вкладываются в старину, а не пытаются исчезнуть после жилищного освоения, оставляя во дворе заброшенные объекты культурного наследия. Группа «ЛСР» приспособила под бизнес-центр гараж Крюммеля в Ковенском переулке, 5, когда рядом построила жилой дом. Так же поступил холдинг RBI в случае со вторым крюммелевским гаражом - во дворе на Большой Посадской, 12. У RBI примеров, кстати, несколько: он приспособил под многоярусный паркинг газгольдер Общества газового освещения Петербурга на Заозерной улице, 3а, сделал малой архитектурной формой водонапорную башню Охтинской бумагопрядильной мануфактуры на Пискаревском проспекте, 1.

Есть несколько планов, которые, надеемся, сбудутся. Группа «Л1» обещает приспособить под детский сад производственный корпус с водонапорной башней товарищества «Братья Н. и В. Леонтьевы и ко» на Пионерской улице, 50. Интересна политика Setl Group. Она купила промзону предприятия «Пигмент» на Октябрьской набережной, 38, вместе с особняком Веге и подписала с КГИОП охранное обязательство. Аналогичной позиции тот же застройщик придерживается и в отношении водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик» на углу Масляного канала и 25-й линии Васильевского острова.

Заботу о наследии декларирует в официальных заявлениях и компания Legenda Intelligent Development. Она сейчас возводит жилой дом на месте бывшего завода «Петмол» на углу Московского проспекта и набережной Обводного канала. К границам участка компании примыкает федеральный памятник - комплекс Скотопригонного двора, построенный в 1820-х годах именитым Шарлеманем. Legenda собирается взять эти постройки в аренду, чтобы приспособить для современного использования.

#застройка #девелопмент #архитектура #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6554) от 25.10.2019 под заголовком «Редевелопмент по-нашему».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.