Траулер из портфеля. «Северная верфь» строит суда для рыбопромышленной отрасли

Не расставаясь с оборонкой, «Северная верфь» поворачивается в сторону рыбопромышленной отрасли. Траулер-процессор «Капитан Соколов» проекта 170701, который корабелы спустили недавно на воду, стал головным в серии из десяти единиц (контракт стоимостью 38,4 млрд рублей). А ведь они должны построить для северян еще четыре ярусолова одного проекта и четыре другого. Если все это сложить, получится, пожалуй, самый пухлый портфель гражданских заказов в отечественном судостроении.

Траулер из портфеля. «Северная верфь» строит суда для рыбопромышленной отрасли | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Даже «Северной верфи», которая имеет более чем вековой опыт строительства крутых военных кораблей, выполнять заказы рыболовецких компаний непросто. Чтобы делать такие суда, тоже хорошо оснащенные, нужно иметь особые компетенции, а они последние 30 лет в целом по России были не востребованы. Рыбаки предпочитали иметь дело с зарубежными верфями, которые удовлетворяли их требования на все сто.

Ситуация стала меняться благодаря госпрограмме «Квоты под киль», направленной на развитие гражданского судостроения, что едва ли не первыми в стране ощутили петербургские корабелы. Во время церемонии спуска на воду «Капитана Соколова», который «распечатал» крупную серию таких морозильных траулеров (все они получат, кстати, «капитанские» имена), об этом говорил каждый второй выступающий.

«Наше предприятие в настоящее время загружено полностью, все стапеля заняты, - сказал генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов, в недалеком прошлом губернатор Архангельской области. - Глава государства обязал судостроителей повысить уровень гражданских заказов до 40%, а у нас такая ситуация, в общем-то, и складывается».

Месяц назад головной морозильный траулер-процессор проекта 170701, наполовину готовый, покинул родной эллинг. Специалисты переместили судно на открытый стапель, откуда ему предстояло отправиться на рельсах в плавучий док - с его помощью на этой верфи спускают на воду все суда, достраивая их у причальной стенки.

Флагманский траулер компания «Рыбпроминвест», входящая в мурманский холдинг «Норебо», собирается получить осенью 2021 года. А пять его близнецов, находящихся в разной стадии готовности (все они будут рыбачить в Северной Атлантике), и остальные суда данного проекта, которые предстоит заложить (эта четверка будет промышлять в дальневосточных морях), петербургская верфь станет передавать заказчику с интервалом в шесть - восемь месяцев.

Каждое из таких судов ледового класса Ice2, способное плавать во льдах толщиной до полуметра, будет оснащено донными и пелагическими тралами для вылова рыбы разных пород (в основном трески и пикши), пользуясь для этого, если понадобится, сразу тремя сетями. «Капитанские» траулеры смогут добывать до 150 тонн трески и пикши в сутки, перерабатывая весь свой улов, до последней рыбешки, по безотходной технологии, и хранить его на борту в замороженном виде.

Но сегодня никого этим не удивить. Проект 170701, у которого иностранные «корни» (подготовила его петербургская «дочка» исландского проектного бюро Nautic), интересен другими решениями. Впервые в отечественной практике строительства промысловых судов здесь была применена капсулообразная форма носовых обводов. А благодаря такой архитектуре корпуса удалось увеличить рабочее пространство на борту и в то же время улучшить мореходные качества обтекаемых, словно ракета, траулеров.

У этих судов, обладающих сравнительно небольшими габаритами (81,6 метра в длину, 16 метров в ширину), впрочем, есть еще две особенности. Во-первых, повышенная энергоэффективность: вырабатываемое при работе главного двигателя тепло будет направляться у них на обогрев кают и рабочих помещений. Электроэнергию, выделяемую траловыми лебедками в режиме рекуперации (технология, при которой она возвращается и фактически ходит по кругу), можно будет использовать для освещения и других нужд судна.

А во-вторых, морозильные рыболовные суда проекта 170701 соответствуют высоким мировым природоохранным стандартам. В холодильных установках, помещенных на таких плавучих фабриках, к примеру, будет применен натуральный хладагент (аммиак), а не его аналоги, имеющие опасные для окружающей среды составляющие - фтор и хлор (некоторые европейские страны запретили использовать их на новых судах с 1 января этого года).

Затруднения, связанные с пандемией, конечно, коснулись и «Северной верфи». Но в целом ситуация там благополучнее, чем у многих других судостроительных предприятий. Это отметил при спуске на воду головного «Капитана» глава Росрыболовства Илья Шестаков. По его словам, масштабное обновление рыбопромыслового флота России, активно начавшись, затормозилось из-за сбоев в поставках, трудностей с импортозамещением и по другим веским причинам. У некоторых верфей графики выполнения заказов сдвинулись до полутора-двух лет, и при участии Минпромторга РФ их пришлось корректировать, добавил руководитель Федерального агентства по рыболовству.

Но это временные трудности, уверен он, а инструменты, стимулирующие инвестиции в отрасль, показали свою эффективность. В ближайшие годы в Северном бассейне удастся обновить около 80% рыбопромыслового флота, а на Дальнем Востоке - почти половину судов.

#судостроение #верфь #завод

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6756) от 04.09.2020 под заголовком «Траулер из портфеля».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.