Траулер из портфеля. «Северная верфь» строит суда для рыбопромышленной отрасли

Не расставаясь с оборонкой, «Северная верфь» поворачивается в сторону рыбопромышленной отрасли. Траулер-процессор «Капитан Соколов» проекта 170701, который корабелы спустили недавно на воду, стал головным в серии из десяти единиц (контракт стоимостью 38,4 млрд рублей). А ведь они должны построить для северян еще четыре ярусолова одного проекта и четыре другого. Если все это сложить, получится, пожалуй, самый пухлый портфель гражданских заказов в отечественном судостроении.

Траулер из портфеля. «Северная верфь» строит суда для рыбопромышленной отрасли | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Даже «Северной верфи», которая имеет более чем вековой опыт строительства крутых военных кораблей, выполнять заказы рыболовецких компаний непросто. Чтобы делать такие суда, тоже хорошо оснащенные, нужно иметь особые компетенции, а они последние 30 лет в целом по России были не востребованы. Рыбаки предпочитали иметь дело с зарубежными верфями, которые удовлетворяли их требования на все сто.

Ситуация стала меняться благодаря госпрограмме «Квоты под киль», направленной на развитие гражданского судостроения, что едва ли не первыми в стране ощутили петербургские корабелы. Во время церемонии спуска на воду «Капитана Соколова», который «распечатал» крупную серию таких морозильных траулеров (все они получат, кстати, «капитанские» имена), об этом говорил каждый второй выступающий.

«Наше предприятие в настоящее время загружено полностью, все стапеля заняты, - сказал генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов, в недалеком прошлом губернатор Архангельской области. - Глава государства обязал судостроителей повысить уровень гражданских заказов до 40%, а у нас такая ситуация, в общем-то, и складывается».

Месяц назад головной морозильный траулер-процессор проекта 170701, наполовину готовый, покинул родной эллинг. Специалисты переместили судно на открытый стапель, откуда ему предстояло отправиться на рельсах в плавучий док - с его помощью на этой верфи спускают на воду все суда, достраивая их у причальной стенки.

Флагманский траулер компания «Рыбпроминвест», входящая в мурманский холдинг «Норебо», собирается получить осенью 2021 года. А пять его близнецов, находящихся в разной стадии готовности (все они будут рыбачить в Северной Атлантике), и остальные суда данного проекта, которые предстоит заложить (эта четверка будет промышлять в дальневосточных морях), петербургская верфь станет передавать заказчику с интервалом в шесть - восемь месяцев.

Каждое из таких судов ледового класса Ice2, способное плавать во льдах толщиной до полуметра, будет оснащено донными и пелагическими тралами для вылова рыбы разных пород (в основном трески и пикши), пользуясь для этого, если понадобится, сразу тремя сетями. «Капитанские» траулеры смогут добывать до 150 тонн трески и пикши в сутки, перерабатывая весь свой улов, до последней рыбешки, по безотходной технологии, и хранить его на борту в замороженном виде.

Но сегодня никого этим не удивить. Проект 170701, у которого иностранные «корни» (подготовила его петербургская «дочка» исландского проектного бюро Nautic), интересен другими решениями. Впервые в отечественной практике строительства промысловых судов здесь была применена капсулообразная форма носовых обводов. А благодаря такой архитектуре корпуса удалось увеличить рабочее пространство на борту и в то же время улучшить мореходные качества обтекаемых, словно ракета, траулеров.

У этих судов, обладающих сравнительно небольшими габаритами (81,6 метра в длину, 16 метров в ширину), впрочем, есть еще две особенности. Во-первых, повышенная энергоэффективность: вырабатываемое при работе главного двигателя тепло будет направляться у них на обогрев кают и рабочих помещений. Электроэнергию, выделяемую траловыми лебедками в режиме рекуперации (технология, при которой она возвращается и фактически ходит по кругу), можно будет использовать для освещения и других нужд судна.

А во-вторых, морозильные рыболовные суда проекта 170701 соответствуют высоким мировым природоохранным стандартам. В холодильных установках, помещенных на таких плавучих фабриках, к примеру, будет применен натуральный хладагент (аммиак), а не его аналоги, имеющие опасные для окружающей среды составляющие - фтор и хлор (некоторые европейские страны запретили использовать их на новых судах с 1 января этого года).

Затруднения, связанные с пандемией, конечно, коснулись и «Северной верфи». Но в целом ситуация там благополучнее, чем у многих других судостроительных предприятий. Это отметил при спуске на воду головного «Капитана» глава Росрыболовства Илья Шестаков. По его словам, масштабное обновление рыбопромыслового флота России, активно начавшись, затормозилось из-за сбоев в поставках, трудностей с импортозамещением и по другим веским причинам. У некоторых верфей графики выполнения заказов сдвинулись до полутора-двух лет, и при участии Минпромторга РФ их пришлось корректировать, добавил руководитель Федерального агентства по рыболовству.

Но это временные трудности, уверен он, а инструменты, стимулирующие инвестиции в отрасль, показали свою эффективность. В ближайшие годы в Северном бассейне удастся обновить около 80% рыбопромыслового флота, а на Дальнем Востоке - почти половину судов.

#судостроение #верфь #завод

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6756) от 04.09.2020 под заголовком «Траулер из портфеля».


Комментарии