Многопалубный круизный лайнер «Мустай Карим» побывал в Петербурге

В минувшую субботу петербуржцы и гости города могли видеть непривычное для лета-2020 зрелище: в центре Северной столицы, на Английской набережной ошвартовался многопалубный круизный лайнер. Причем им оказался не завсегдатай в виде зарубежного судна, а новейший отечественный теплоход, только что прибывший из Москвы: в ночь на 30 августа зрители могли наблюдать и картину его прохода под разведенными мостами.

Многопалубный круизный лайнер «Мустай Карим» побывал в Петербурге | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Сразу можно сказать: с лайнером «Мустай Карим» слово «впервые» связано самым непосредственным образом. Он стал первым судном подобного класса, построенным на отечественной верфи за последние 60 лет. Фактически речь идет о том, что в России таких пассажирских теплоходов раньше вообще не строили, предпочитая импортировать их из Германии или Чехии. Кроме того, впервые в нашей стране удалось построить современный лайнер, способный обслуживать пассажиров как на реке, так и на море. Также впервые речной теплоход будет отправляться в плавание из Петербурга не из Уткиной заводи или от стенки на проспекте Обуховской Обороны, а от Английской набережной. А значит, впервые станет проходить под разведенными мостами.

Правда, начало «карьеры» у новичка оказалось смазанным. Нижегородский завод «Красное Сормово» строил теплоход с весны 2017 года в рамках трехстороннего контракта, где заказчиком выступала компания «Машпромлизинг» (по данным kartoteka.ru, ее главой является Александр Бабич). Лайнер спустили на воду 11 сентября прошлого года, и уже в начале 2020-го он должен был быть сдан в эксплуатацию. Но тут вмешалась пандемия... И сроки не один раз переносили. На июнь, июль... В результате из Нижнего Новгорода в Петербург новинка отправилась в начале августа этого года.

Однако отправиться в первый рейс, как планировалось, 10 августа приписанному к Петербургу судну не удалось. Из-за неисправности винторулевой колонки «Мустай Карим» на некоторое время оказался в доке Канонерского завода. И в путь в Москву с опозданием отправился без пассажиров. Правда, затем он начал работать без сбоев - 22 августа отправился из Москвы в Петербург в рейс под названием «Северная Венеция». А теперь успешно ушел обратно.

Как внешний вид, так и внутреннее устройство лайнера до сих пор вызывают споры. Кому-то, к примеру, не нравятся его формы и отсутствие прогулочных палуб: фактически гулять можно только по верхней. Кому-то туалет маловат. Мол, за такие-то деньги можно было сделать его и побольше. А кое-кто уже недосчитался и калорий в меню... Однако надо признать: теплоход хорош и фактически является плавучим отелем уровня не ниже 4 - 5 звезд. Где вы еще найдете каюты площадью от 20 до 46 кв. метров с обычными, а не двухъярусными кроватями? Не говоря уже про то, что кроме кают разных классов там имеются музыкальный и читальный салоны, конференц-зал, три бара, детская комната, фитнес-центр со всеми «наворотами», тренажерный зал, парикмахерская и т. д. В общем, есть где разгуляться и отдохнуть.

Как ранее сообщил генеральный директор компании Ришат Багаутдинов, «теплоход будет работать до середины ноября, а с октября станет курсировать на Азовском море». «Его маршрутная сетка выстроена таким образом, что он сначала придет из Москвы в Ростов-на-Дону, а уже оттуда сделает три круговых рейса по Азовскому морю с проходом под Крымским мостом», - пояснил Багаутдинов. По его оценке, особых проблем с заполняемостью лайнера не ожидается, поскольку это безусловная новинка, предлагающая уровень сервиса, равного которому в России фактически нет. Что касается дальнейшей круизной программы нового теплохода, то длинное 12-дневное путешествие из Москвы в Ростов-на-Дону запланировано на середину сентября, а три круиза по Азовскому морю - на сентябрь-октябрь нынешнего года.

Стоит добавить, что Россия несколько лет назад взяла курс на строительство собственных круизных судов: государство с помощью целого ряда мер (как организационных, так и финансовых) поддерживает это начинание. По словам Бориса Кабакова, директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России, в настоящее время в стране в рамках разных программ строится свыше трех десятков судов. Однако к круизным из них относится не более 15%...

Да и успехи пока невелики. Ведь сходный по проекту PV300VD с «Мустаем Каримом» лайнер «Петр Великий» был заложен на верфи «Лотос» в Астрахани еще в 2016-м (предполагалось, что в первый рейс он выйдет уже в навигацию минувшего года), однако до сих пор готовность теплохода едва превышает 50%. И точные сроки его введения в эксплуатацию не называют. Пока не удалось реализовать и проект теплохода «Золотое кольцо» с двумя гребными колесами, расположенными в корме. Причем если перспективы головного судна этого проекта (его строительство началось в январе 2018-го в Астрахани, а сейчас оно достраивается в Нижнем Новгороде) хотя бы видны (ожидается, что первый круиз на «Золотом кольце» пройдет в навигацию 2021 года), то будущее второго, находящегося на стапеле судостроительного завода «Лотос», туманно.

В этой связи выход на маршруты «Мустая Карима» вполне можно считать событием знаковым.

#судостроение #навигация #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6753) от 01.09.2020 под заголовком «Звезды на невской воде».


Комментарии