Трамвай «Витязь-Ленинград» с алюминиевым кузовом выйдет на улицы Петербурга
Едва переступив порог цеха, мы уверенно направляемся в нужную сторону. Новинка – первый в России трамвай 71-931М «Витязь-Ленинград» с алюминиевым кузовом – сразу бросается в глаза: нижняя часть кабины необычной формы выдается вперед, словно губа у надменного человека. А чуть поодаль, в том же корпусе Невского завода электрического транспорта (НЗЭТ), стоит еще одна премьерная модель – узкоколейный трамвай «Корсар», подобных которому никто в нашей стране до сего дня тоже не производил.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Новинка стоит недалеко от ворот цеха и скромно ждет своей очереди. Тяговое оборудование, тормозные резисторы, двери, другие комплектующие узлы и детали для нее прибыли из разных регионов (кое-что поставляет и Петербург) почти полностью. Не хватает пока только автономных источников электропитания.
Заводчан это, впрочем, не задерживает. По графику, сначала нужно форсировать два важных контракта, которые предусматривают поставку 87 троллейбусов «Адмирал 6281» Петербургу и 29 трамваев «Львенок» Ульяновску.
Так или иначе, привлекательная новинка, которую ее создатели назвали «Витязь-Ленинград» в знак уважения к традициям трамваестроения нашего города, пока представляет собой три покрашенных металлических остова. А мы ходим вокруг этой новинки и пытаемся сравнить ее с другими моделями.
Да вот же оно, главное отличие, показывают заводчане на отверстие, оставленное под какое-то оборудование в стенке каркаса. В этом «окошке», по их мнению, можно разглядеть будущее всей транспортной отрасли, во многом связанное с применением новых материалов. Здесь видно, что корпус такого подвижного состава состоит из двух алюминиевых оболочек, наружной и внутренней, которые скрепляют легкие «ребра».
Выгоды использования долговечного алюминия, которому коррозия не страшна, очевидны, считают специалисты. Подобные сплавы обладают повышенным сопротивлением усталости, что позволяет почти вдвое увеличить срок эксплуатации транспорта, уменьшив расходы на ремонт и содержание, это раз. Кузов такой новинки легче обычного, сделанного из высокоуглеродистой стали, трамвая тонны на три, что помогает снизить давление на рельсы, увеличив срок эксплуатации путей, это два. Да и вести сборку таких вагонов быстрее и проще: болты тут входят в пазы, предварительно выполненные в алюминиевых профилях, и закрепляются в нужных местах, это три.
Добавьте сюда и более плавный ход этой трехсекционной махины, сниженный уровень шума в ее салоне, кабину модульного типа, которую при желании легко заменить.
Этот продукт отличается от своего предшественника, знакомого петербуржцам модернизированного вагона 71-931М «Витязь М», как небо и земля, считает Сергей Иванов, заместитель генерального директора по развитию «ПК Транспортные системы». По его словам, в новом трамвае не просто нашли отражение лучшие наработки последних лет, но и воплощены прорывные инженерные решения, которые прежде в отраслевой практике не применялись: «Взять систему электрооборудования: на новом трамвае впервые будут стоять ионисторы. Это нужно для того, чтобы накапливать создающуюся при торможении кинетическую энергию, переводить ее в электрическую и полностью использовать при разгоне. Таким образом можно избежать всплесков напряжения в контактной сети, вдвое уменьшив пиковые нагрузки, и использовать на одной линии больше подвижного состава».
Мы проходим мимо вскрытых коробок с оборудованием, поступившим для производства новинки. Неподалеку стоят трамвайные тележки измененной конструкции (со смещенным редуктором), благодаря чему в салоне исчезнут так называемые поднятия и будет расширен проход. Да и алюминиевые двери, лежащие на стеллаже, только с виду простые. Они будут оснащены устройством для автоматического запоминания мест, где пассажиры нажимали кнопку на дверных модулях, что сократит время их посадки-высадки.
Но главное – обеспечение безопасности пассажиров и водителя. Продолжая кружить со своими «гидами» вокруг будущего трамвая, мы подходим к кабине. Оказывается, выпяченная нижняя ее «губа» – не что иное как один из элементов аварийной крэш-системы: при ДТП. Случись что, бампер вклинится внутрь, не причинив никому вреда, а энергию удара поглотят гидрогасители (они будут установлены и между вагонами, на сцеплении). Такая технология на трамвайных кузовах в России тоже еще не использовалась, отмечают наши провожатые...
Между тем к сборке «Витязя-Ленинграда» предприятие готово приступить уже в начале ноября. А за другую новинку, первый на постсоветских просторах двухсекционный трамвай 71-921 «Корсар», о котором наша газета уже рассказывала, возьмутся еще раньше.
Эти модели не экспериментальные, они отвечают всем требованиям серийной продукции. И конструкторы, проектировщики и представители заводов-поставщиков, запуская обе серии, бывают тут, в заводском цехе, постоянно.
«Трехсекционный подвижной состав мы собираем за десять рабочих дней, – показывает свои владения Руслан Баранов, руководитель одного из участков НЗЭТ. – Вагон ставим на тележку, и он движется по рельсовому пути: конвейерная линия состоит из четырех этапов, на каждый из которых отводится два дня, и пусконаладки. Это если все отработано – на новинку уходит чуть больше времени».
Оптимизация производственных процессов такова, что рабочий, получая со склада все вовремя, не совершает ни одного лишнего движения. Но скорость работ, уверяют нас, не влияет на качество. Тем более при особо важной премьерной сборке.
Так что алюминиевый трамвай скоро будет готов, пройдя все испытания и 10-километровую обкатку на рельсах по территории завода. Ну а куда он поступит к концу этого года, не секрет: на его кабине красуется эмблема «Горэлектротранса». Тогда же будет готов и первый «Корсар» с корпусом из нержавеющей стали, предназначенный для узкоколейных путей: в России таковые остались, напомним, только в трех городах, Калининграде, Пятигорске и Евпатории.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6793) от 27.10.2020 под заголовком ««Витязь» раскатал губу».
Комментарии