Теплоход для Енисея. Петербургские корабелы построили судно «Виктор Астафьев»

Необычное судно, замершее на кильблоках, ждало спуска на воду в присутствии именитых гостей. Полюбоваться на него пришли немало корабелов со своими семьями: возле берега и на площадке у корпусов верфи было многолюдно. Прибыли сюда и красноярцы, для которых строится новинка. Они с нетерпением ждут этот первый в России пассажирский теплоход класса «река — море», которому нипочем суровые условия Крайнего Севера. И, похоже, скоро надежды их сбудутся. Уже в следующую навигацию головное судно проекта А45-90.2, названное в честь их земляка Виктора Астафьева, будет ходить по Енисею. По великой сибирской реке, которую писатель живописал в своих произведениях.

Теплоход для Енисея. Петербургские корабелы построили судно «Виктор Астафьев» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Мало в России полноводных рек с таким буйным нравом и сильным течением, как Енисей. Там хватает опасных порогов, а ближе к устью реки простираются «владения» Арктической зоны. Люди, живущие в тех отдаленных местах, могут попасть в столицу огромного Красноярского края только вод­ным транспортом. Но теплоходы зарубежной постройки, обслуживающие социально значимый маршрут между Красноярском и Дудинкой, дышат на ладан. Они уже выработали свой ресурс, причем с лихвой, а заменить ветеранов оказалось, увы, нечем.

С такой проблемой столкнулись и жители некоторых других регионов, для которых водные пути сообщения жизненно важны. Но воплотить мечты о новых теплоходах они не отважились: больно дорогая эта затея. К тому же пассажирских судов такого класса, способных покорять бурные реки, на отечест­венных верфях прежде не строили. Первыми решились на такую затею красноярцы, заручившись поддержкой Минпромторга РФ. А построить для них два пассажирских судна по контракту с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК), используя меры господдержки, взялись петербургские корабелы.

Для Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) этот гражданский заказ стал самым крупным (5,3 млрд рублей) в его более чем вековой истории. А за основу взяли концепт теплохода, который специалисты питерского «Агат Дизайн Бюро» подготовили почти полтора десятилетия назад. Его довели до ума, учитывая пожелания сибиряков и основные тенденции в современном судостроении. Но из‑за пандемии и санкционных ограничений отрасль столкнулась с серьезными вызовами. И инженерам-конструкторам пришлось корректировать проектную документацию, рассказал Сергей Породников, возглавляющий это конструкторское бюро.

Однако хуже проект не стал и принципиально важных особеннос­тей не утратил. Изменения коснулись в основном судового оснащения, чтобы корабелы смогли перейти с продукции европейских производителей на отечественные аналоги. Это оказалось делом нелегким, признал Владимир Середохо, гендиректор СНСЗ, на церемонии по случаю спуска на воду флагмана серии. Российским машиностроителям решать такие задачи не доводилось. Причем некоторые новые изделия они стали производить буквально с нуля.

При этом со строящимися судами произошла метаморфоза. Головной теплоход, изначально носивший имя первого красноярского воеводы Андрея Дубенского, переименовали в честь сибирского писателя, 100‑летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году. И «классическое» в этом смысле судно проекта А45-90.2 стало флагманским. От имени потомков писателя за это поблагодарила всех его внучка Полина Астафьева, приехавшая на СНСЗ.

А Михаил Котюков, губернатор Красноярского края, выразил уверенность в том, что такие теплоходы будут курсировать не только по Енисею. Большой интерес к этому проекту сегодня проявляют и другие регионы, стремящиеся обновить свой пассажирский флот. Да и немудрено, ведь проектировщикам удалось воплотить здесь свои лучшие замыслы.

На этом четырехпалубном судне с большими удобствами (рестораны, бары, удобные каюты, тренажерный комплекс, сауны и т. д.) можно перевозить 245 пассажиров. Да еще на большие расстояния.

Протяженность енисейского маршрута составит в оба конца почти 5 тыс. км. И экологичная, с низким уровнем шума новинка израсходует там, без дозаправки в порту Дудинка, 39 тонн топлива — меньше по сравнению с родственными судами. Как рассказал автору этих строк гендиректор КБ «Агат Дизайн Бюро», конструкторы применили здесь решения, позволившие уменьшить вес отдельных частей судна, а также экономить в пути топливо и сохранять вырабатываемое на борту топливо. Это скажется, полагает Сергей Породников, на экономических характеристиках проекта, который вполне может стать самоокупаемым. И новые российские теплоходы, способные ходить на севере в мелкобитом льду толщиной до 20 см, заказчики будут эксплуатировать без бюджетных дотаций.


#судно #«Виктор Астафьев» #навигация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7680) от 10.06.2024 под заголовком «Теплоход для Енисея».


Комментарии