Снегопад в жару. Как спастись от тополиного пуха?

Ежегодно в июне-июле управление МЧС по Петербургу неизменно распространяет одно и то же предупреждение — слово в слово: «…в жаркое время года тополиный пух становится причиной возникновения пожаров в городе, поскольку он легко воспламеняется и горит с большой скоростью…». Вот и нынешним летом: 29 июня произошло пять пожаров, 30 июня — десять, 1 июля — восемь, 2 июля — одиннадцать, 3 июля — семь… В основном — во дворах у гаражей или сараев. Кстати, именно 30 июня — 2 июля был зарегистрирован наиболее интенсивный «пухопад».

Снегопад в жару. Как спастись от тополиного пуха? | ФОТО Сергея Грицкова

ФОТО Сергея Грицкова

…Во дворе крупный пузатый мужик поймал за шкирку двух подростков и тряс изо всех сил. К нему бросилась женщина: «Что ж ты, ирод, делаешь? Оставь детей!». «Да эти паразиты пух подожгли под моей машиной. Едва затоптал!» — проорал мужик и добавил непечатное. Она на секунду замерла и вдруг звонко шлепнула ближайшего «ребенка» пониже спины: «Что ж ты делаешь, ирод!». Немного успокоившись, мужик тряхнул подростков ­последний раз и велел убираться с глаз долой, что они быстренько и сделали.

Объясним «веселую» картинку. Днем ранее в этом дворе кто‑то поджег тополиный пух, сметенный ветром в объемную кучу. От пламени загорелись сухие ветки, собранные дворником с газона. Потом вспыхнул ствол дерева, упавшего еще в ­прошлом году. И понеслось… Своими силами потушить «костерок» не удалось, хотя жители первых этажей двух домов бегали с ведрами. С огнем разобрался пожарный расчет. И вот теперь в непосредственной близости от черного следа пожарища появились новые (или прежние?) поджигатели.

Обаянию тополиного пуха (ах, ну просто снегопад в жару!) ­противостоять непросто. Особенно тем, кто не страдает аллергией и чьей машине не угрожает огонь. Сейчас на ресурсе change.org идет сбор подписей одновременно под двумя петициями. В Москве — «вырубить все тополя». В Томске — «сохранить тополя». Под первой поставили подписи меньше 50 человек. Под второй — полторы сотни. Вот и в Петербурге наверняка будет примерно такой же расклад.

Некоторые граждане не ограничиваются эмоционально-теоретическим противостоянием. В прошлом году стал широко известен случай, когда житель Васильевского острова пытался в суде защитить права тополей на жизнь.

В Куйбышевский районный суд он подал иск к комитету по благоустройству, который выдал порубочный билет на снос старых ветхих тополей в сквере на 16‑й линии. В защиту своей позиции истец представил результаты экспертизы, сделанной сотрудником Петербургского лесотехнического университета. В документе говорилось, что тополя находятся в нормальной кондиции и в сносе не нуждаются. Со своей стороны комитет предъявил экспертное заключение с прямо противоположным содержанием. К тому же подчеркнул, что ­деревья находятся в непосредственной близости от детской площадки, на которую и могут упасть.

Изучив оба документа, суд обнаружил, что экспертиза истца сделана на полтора года раньше, нежели комитетская. И за основу судебного решения, разумеется, был взят более актуальный документ. К тому же было принято во внимание заверение комитета по благоустройству в том, что на месте снесенных будут высажены новые саженцы. В общем, гражданин проиграл.

Пух на 2 стр_Ор.jpg

ФОТО Натальи ОРЛОВОЙ

Вообще, ввязываясь в любой «тополиный» конфликт, хорошо бы для начала взвесить все за и против.

Плюсы тополей: быстрый рост, способность качественно очищать воздух города, неприхотливость. Минусы: быстрое старение, высыхание ветвей, угроза падения. И пух (хотя стоит повториться: есть люди, которым он симпатичен).

Биологи, работники коммунальных служб и сотрудники МЧС уже давно пытаются доказать, что старые тополя опасны со многих точек зрения. Помимо того, что в районах 1950 – 1960‑х годов они создают сезонное свинство. Чтобы убрать его, нужны одновременно машина-пылесос, поливалка и бригада дворников.

Впрочем, даже в этом случае навести мало-мальский порядок можно только на тротуарах и проезжей части. Вычесать пух с газонов — задача невыполнимая. Также сложно извести его в квартире, куда он залетает через открытые окна… А то и через закрытые.

Еще в 1950‑х годах, когда в СССР принимали решение разводить в городах тополя, было известно, что это одно из немногих двудольных растений. То есть деревья делятся по половому признаку. Плодоносят, то есть испускают пух, лишь женские «особи». Мужские отвечают за производство пыльцы. Поначалу хотели было сажать только «мужчин», но не придумали, как их различать. К тому же ряд ученых заявили, что тополь — вот странное существо! — может с годами менять пол. В общем, решили не заморачиваться.

Как же теперь, не трогая плюсов, избавиться от минусов тополей? Что делать, как найти золотую середину? Есть простой способ — кронирование. Относительная альтернатива сносу всего дерева. Правда, и она наталкивается на сопротивление многих горожан, которые называют нещадную обрезку ветвей остолблением. Есть и сложный способ, к которому сейчас призывают ученые: найти‑таки ответ на вопрос, как различить половую принадлежность тополей.

Главное научное заведение, заинтересовавшееся этой темой, — Московский институт молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта РАН РФ, в котором есть лаборатория постгеномных исследований. Здесь провели генетические исследования мужских и женских тополей. Сделали вывод, что мужские растения отличаются от женских набором ДНК-полиморфизмов. И разработали тест-системы для саженцев. Стоит ли говорить, что технология эта непомерно дорогая. По карману только Москве, да и то не факт.

В Петербурге — в НИИ лесного хозяйства — видят выход в выведении бесполых (то есть стерильных) тополей, которые не дают ни пыльцы, ни пуха. Но, для того чтобы реализация такой идеи хотя бы началась, необходимо, чтобы бюджетное учреждение (применительно к Петербургу это либо комитет по природопользованию, либо по благоустройству) заключило соответствующий ­госконтракт и оплатило его. Причем без четкой гарантии результата.

Но комитетам не до академической науки. Им и своих забот хватает — сиюминутных…

#деревья #благоустройство #опасность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7204) от 06.07.2022 под заголовком «Снегопад в жару».


Комментарии