Скорбный утилитаризм. Продолжение дискуссии в «СПб ведомостях»

И еще немного о малозначительном (казалось бы) вопросе о трамвайной остановке, которая вдруг стала именоваться «Шуваловское кладбище». Меня этот факт огорчил, о чем я и написал в своей любимой газете 25 октября с. г., а моего оппонента Дмитрия Сергеевича Ратникова («СПб ведомости» за 12 ноября) - совсем даже нет. Мой коллега по перу как раз и выступал инициатором переименования - и он настаивает на том, что имена надо давать по ближайшему ориентиру, что они преследуют сугубо утилитарные задачи, а большой беды в кладбищенских наименованиях нет. И существуют же, мол, «кладбищенские остановки» в других городах и районах!

Скорбный утилитаризм. Продолжение дискуссии в «СПб ведомостях» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Прежде всего скажу, что мне было приятно и интересно прочитать столь развернутый и компетентный ответ моего оппонента. Но согласиться с ним не могу. Да, «кладбищенские остановки» есть и в других местах. Но если говорить о Петербурге, то находятся они, как правило, там, где нет других заметных ориентиров - а в тех местах, где такие ориентиры есть (к примеру около Смоленского или Серафимовского кладбищ), названия остановок все же привязываются к близлежащим улицам и площадям. Не зря же я упомянул Красную площадь и Марсово поле, да и в черте массовой застройки, кроме Пискаревского мемориального кладбища, таких названий нет. Да и Пискаревское - это все-таки мемориальный музей общегородского, общенационального значения! Что же до остановки «Крематорий» - то она так далеко и в таком одиночестве, что иначе ее и не обозначишь. Более того, в отличие от Шуваловского кладбища мимо Крематория проезжают, наверное, раза два-три в жизни - и дай Бог всем проезжающим долгих лет жизни.

Конечно, есть у нас такие граждане, которые постоянно думают о смерти и даже при жизни проектируют будущее место захоронения, пишут сценарий траурной церемонии и т. п. Однако большинство едущих на работу и обратно все же думают о жизни. И стоит ли их настраивать на скорбный лад? Согласитесь, в нашей повседневности и так хватает огорчений.

Что же касается конкретной обсуждаемой остановки, то на этом же Шуваловском кладбище (которое и вправду к остановке близко) находятся сразу три известных петербургских храма - Спасо-Парголовский собор (в котором, хотелось бы напомнить, проходили службы даже в период блокады), церковь Александра Невского и Спасская часовня. Все три - с большой и славной историей, все вошли в летопись района Шувалово-Озерки.

А совсем рядом - красуются Суздальские озера. Именно на Суздальские озера, а не на кладбище зимой и летом съезжаются петербуржцы, радуясь, что власти сумели сохранить этот великолепный историко-природный объект.

Остановка «Суздальские озера». Остановка «Церковь Александра Невского». Остановка «Спасо-Парголовский собор». Разве это не звучит?

А вообще я рад, что благодаря этой небольшой полемике мне удалось освежить в памяти читателей страницы богатейшей истории Шувалова. И надеюсь, здравый смысл все-таки восторжествует.

#город #общественный транспорт #остановки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (6332) от 29.11.2018 под заголовком «Скорбный утилитаризм».


Комментарии