«Сибирь» сошла на воду
На Балтийском судостроительном заводе состоялась церемония спуска на воду первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь» проекта 22220. Закладка судна проходила в мае 2015 года. В июне 2016-го оно заняло место на стапеле спущенного на воду головного атомного ледокола проекта - «Арктика». А срок его сдачи намечен на ноябрь 2020 года.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Длина корпуса «Сибири» - 173 метра, высота - 15 метров, масса - более 16 тысяч тонн. С этим значимым для России событием создателей судна поздравил президент России: «Убежден, что этот мощный, оснащенный самыми современными технологиями ледокол значительно укрепит потенциал отечественного атомного флота. Будет способствовать решению важных многоплановых задач, стоящих сегодня перед экономикой страны и усилению позиций России как великой морской державы».
Имя «Сибирь» новый ледокол получил не случайно. У него есть предшественник - ледокол, который был введен в эксплуатацию в конце 1970-х. Ветеран честно отслужил свой век, прославившись рекордным достижением Северного полюса.
Биография «Сибири» XXI века тоже начинается с рекорда - первый этап строительства судна уложился всего в два с половиной года. Новая «Сибирь» на 90% будет сделана из комплектующих российского производства. И если головное судно проекта - атомный ледокол «Арктика» - доставило своим создателям много трудностей из-за перехода на отечественные комплектующие, то первый серийный экземпляр прошел этот путь относительно безболезненно.
«Любое новое дело зачастую идет с трудом, - сказал президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. - Конечно, нам было тяжело, особенно с головным заказом. Но по-другому во льды Арктики не пробиться - ни в прямом, ни в переносном смысле. И то, что мы сегодня делаем, еще один маленький шаг в освоении арктических широт и Севморпути».
Как и «Арктика», атомоход «Сибирь» имеет новейшую, не имеющую аналогов в мире двухреакторную установку РИТМ-200. Она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время установок атомного ледокольного флота. Благодаря этим параметрам судно имеет двухосадочную конструкцию, которая дает возможность работать как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек. А рекордная мощность атомного ледокола позволит побеждать льды толщиной 2,8 метра, что существенно выше максимальных возможностей дизельного ледокола.
Но самое главное, что введение в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов проекта 22220 исполнит заветную мечту русских моряков - круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути. В качестве ядерного топлива инновационного реактора станет эксплуатироваться активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива будет происходить раз в семь лет.
Большое внимание в проекте уделено созданию комфортных условий для членов команды ледокола. Например, им не придется выходить на мороз, так как все важные помещения объединены внутренней системой переходов.
Впереди у кораблестроителей еще много работы на воде. Постепенно надстройки «Сибири» вырастут на пять уровней, каждый из которых будет оснащен по последнему слову техники. По словам директора Балтийского завода Алексея Кадилова, «пока строительство ледокола, в том числе его спуск на воду, проходит строго по графику. Осенью 2020 года он будет сдан».
После этого «Сибирь» отправится в западный район Арктики. Ледокол будет служить в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также в устье Енисея и районе Обской губы. Основная миссия атомохода - проведение караванов нефтяных танкеров и газовозов с месторождений полуострова Ямал и шельфа Карского моря в Западную Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
«У России большие планы по расширению добычи полезных ископаемых в Арктике, в частности, большие перспективы в районе Павловского месторождения на Новой Земле. Для этого необходимы современные ледоколы и целый новый уровень инфраструктуры, связанной с их обслуживанием», - рассказал генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
Комментарии