В Петербурге нашли виноватых в архитектурных преступлениях

Архитекторы, которые построили здания или переделали прежние фасады домов по берегам Невы, создав диссонирующие объекты в городских панорамах, могли бы сами исправить свои градостроительные ошибки.

В Петербурге нашли виноватых в архитектурных преступлениях | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Такой неожиданный призыв «усовестить авторов и заказчиков» прозвучал во время выездного «круглого стола» по эстетике городской среды Всемирного клуба петербуржцев. Эта встреча состоялась на теплоходе, совершавшем путешествие между Дворцовым и мостом Александра Невского.

Участники обсуждения, которое модерировал художник Иван Уралов, председатель экспертного совета клуба, называли разные диссонирующие объекты. Это прежде всего ЖК «Монблан» на Большом Сампсониевском проспекте, 4, который врезается в панораму Невы. Жилой дом на Воскресенской набережной, 4, закрывает вид на Смольный собор. Высотка на Большеохтинском проспекте, 9, исказила вид на собор в створе Шпалерной улицы. Застекленные фасады гостиницы «Москва» убили качественную советскую архитектуру. По мнению архитектора Михаила Мамошина, на невских берегах не следует повторять опыт сплошного остекления фасадов, как это сделано в бизнес-центрах на Малоохтинском проспекте, 45 и 64. Зодчий считает, что скромные промышленные здания советского времени, например, комплекс ЛМЗ (ныне — «Силовые машины») на Свердловской набережной, 22, имеют качественно нарисованные фасады. Важно поддерживать их в хорошем состоянии. Если сравнить снимок того же ЛМЗ из Google.Карты, сделанный год назад, и современный отремонтированный фасад, то разница хорошо заметна.

Уралов обратил внимание участников разговора на комплекс зданий ТЭЦ, выходящих на Синопскую набережную. Конечно, это не шедевр архитектуры. Но вспомним слова писателя Эрнеста Сетона-Томпсона. Он говорил про здания, которые всегда чем-то прикидываются — более богатыми, более прогрессивными и т. д. И только хлебный элеватор ничем не прикидывается. Так же живет и ТЭЦ: пока она работает, нет необходимости ее прикрывать.

В очередной раз было подтверждено влияние «Лахта-центра» на городские панорамы, хотя с борта низкого теплохода оно не выглядит таким радикальным, как с берегов. В ходе поездки обсуждалось еще несколько важных сюжетов. Уралов считает, что судебный квартал можно построить на том месте Смольной набережной, которое сейчас отведено новому блокадному музею. А территорию на проспекте Добролюбова превратить в парк, в глубине которого построить дворец танца Бориса Эйфмана.

На вопрос, как использовать пустующий Охтинский мыс, который спрятался от Невы за высоким забором, и здания «Крестов», хорошо видные со всех сторон, пока ответа нет. Понятно, что музей археологии на мысу — это идеально, а отель в бывшей тюрьме неуместен. Но реалии обычно далеки от наших пожеланий. Кто-то пошутил, что надо привлечь к созданию музея шведов, ведь крепость Ниеншанц, располагавшаяся на мысу, их город.

Была затронута и тема развития Петербурга вверх по берегам Невы. Владимир Лисовский, историк архитектуры, сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям», что если эта идея будет реализована, то надо использовать советский опыт, когда застройка невских берегов сочеталась с площадями, выходящими к воде. Это площадь Ленина, а также так называемые предмостные площади, которые созданы при съездах с мостов Александра Невского и Володарского.

В начале осени Всемирный клуб петербуржцев соберет «круглый стол» по эстетике городской среды на суше, чтобы выработать общую позицию экспертов.

#город #архитектура #Всемирный клуб петербуржцев

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6260) от 03.09.2018 под заголовком «Сам построил — сам исправь».


Комментарии