Архитекторы не могут поделить авторство на «Лахта-Центр»

В готовящемся к вводу в эксплуатацию «Лахта-центре» все еще ведутся работы по фасадам и шпилю башни, который решили не остеклять. Как выяснилось, проект, прошедший несколько государственных экспертиз, подвергался и другим корректировкам. Так что еще нужно разобраться, кому принадлежит авторство на самое высокое здание Европы.

Архитекторы не могут поделить авторство на «Лахта-Центр» | ФОТО Георгия ПОЛЯКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Георгия ПОЛЯКОВА/ИНТЕРПРЕСС

Как мы уже рассказывали, последнее из серии разрешений на строительство первой фазы многофункционального комплекса «Лахта-центр» было выдано в октябре 2015 года. После продления оно действует до декабря нынешнего года. Застройщиком выступает компания «Многофункциональный комплекс «Лахта-центр». По данным сайта www.kartoteka.ru, эта фирма полностью принадлежит «Газпрому».

Стройка продолжается очень высокими темпами. По наблюдениям корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей», вечерами по окончании смены стройплощадку покидают сотни рабочих, которых развозят заказными автобусами.

Сдача высотки в эксплуатацию (вместе с примыкающим к ней многофункциональным зданием) намечена на конец октября текущего года, рассказали «СПб ведомостям» в компании-застройщике. После ввода в зданиях будут проводиться работы по отделке помещений, обустройству офисов и общественных пространств.

Недавно вокруг почти построенного небоскреба возник архитектурный диспут. Российские архитекторы заподозрили зарубежных коллег в попытке присвоить себе единоличное авторство. Напомним, что первоначально проектировщиком выступала британская компания RMJM, а затем в 2011 году ее сменила фирма «Горпроект». Зодчий Филипп Никандров рассказал «СПб ведомостям», что в роли главного архитектора он участвовал в проекте в обеих компаниях и на обеих площадках (на Охте и в Лахте), начиная с архитектурного конкурса 2006 года. В 2011 — 2012 годах, после смены проектировщика из-за финансовых трудностей RMJM, композицию объемов, объемно-планировочные и фасадные решения пришлось кардинально перерабатывать силами архитекторов «Горпроекта». Это делалось по ряду причин, включая корректировки по результатам испытаний в аэродинамической трубе, а также ввиду повышенных требований «зеленой» сертификации LEED к энергоэффективности проекта.

В числе прочего понадобилась корректировка шпиля (этим занимались в 2013 — 2017 годах). Сегодня можно заметить, что верхняя часть небоскреба, где располагается обзорная площадка, по цвету заметно отличается от остального фасада. Она выглядит недостроенной — подобно башне городской думы на Невском проспекте (которая в свое время была исполнена в виде каркаса для использования в системе оптического телеграфа).

Ранее шпиль небоскреба планировался стеклянным, но эта часть проекта была изменена. «Фасады шпиля высотного здания выполнены не из стекла, как основная часть башни, а из стальной сетки. Таким образом решается проблема обледенения и минимизируется влияние ветровых нагрузок», — пояснили нашей газете в компании-застройщике. Филипп Никандров рассказал корреспонденту «СПб ведомостей», что причиной изменений также было желание «не допустить безответственных энергозатрат на отопление грандиозного объема необитаемого верхнего пространства шпиля». По словам архитектора, облик башни еще изменится, ведь стальная сетка сделана так, что на расстоянии бликует и отражает солнечный свет аналогично стеклу.

«В настоящий момент внутри шпиля все еще ведутся работы: находящиеся там строительные леса и временные защитные ограждения сильно затеняют внутреннее пространство и препятствуют сквозному проникновению солнечных лучей. В своем окончательном архитектурном облике (как было задумано архитектурной концепцией) шпиль и башня предстанут через несколько месяцев», — добавил Никандров.

Бывший главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев в комментарии «СПб ведомостям» назвал переработку шпиля обоснованным решением. По его словам, даже если он будет выделяться на фоне остального фасада, шпиль можно таким и оставить. «Видимо, расчеты показали, что парусность от этого стала гораздо меньше. Здание все-таки высокое, на той высоте ветры очень сильные», — считает зодчий.

Между тем Филиппа Никандрова и его команду тревожит, что единоличным автором получившегося в итоге «Лахта-центра» называет себя другой человек — бывший дизайн-директор RMJM Тони Кеттл (он ныне управляет собственной мастерской Kettle Collective Ltd). «Господин Кеттл предъявляет авторство на уже построенный объект «Лахта-центр», мы с этим абсолютно не согласны, тем более что многие архитектурные решения «Лахта-центра» при реализации претерпели кардинальные трансформации с нашим участием и при полном отсутствии в проекте господина Кеттла с 2011 года», — рассказал Никандров.

Наш собеседник добавил, что вместе с ним соответствующее обращение в Королевский институт британских архитекторов (а также в союзы архитекторов Шотландии, России и Петербурга) подписали 48 архитекторов и дизайнеров. По словам Никандрова, пострадал не только «Горпроект» — оказались нарушены также авторские права проектировщиков Exclusiva Design (занимался интерьерами) и Samsung C&T.

В свою очередь директор-распорядитель Kettle Collective Ltd Колин Боун в комментарии «СПб ведомостям» сообщил: Тони Кеттл считает себя автором задумки «Лахта-центра», поскольку в 2006 году он вместе с командой RMJM выиграл архитектурный конкурс на проект небоскреба. После того как башня была перемещена с Охты в Лахту, Кеттл переработал проект, повысив высоту здания до нынешней отметки, отметил Боун.

«Часто так бывает, что один архитектор создает исходное решение, а другой — помогает претворить задуманное в жизнь. Моя главенствующая роль в создании облика этого здания в годы моей работы в RMJM хорошо документирована и обсуждению не подлежит», — полагает Тони Кеттл.

Юрий Митюрев считает, что проектировщики должны разобраться между собой сами, не апеллируя к авторитетам. По мнению другого известного архитектора, Рафаэля Даянова, первостепенное значение имеет выигравшая конкурс работа: «RMJM его выиграл, значит, он и является автором идеи, а идея дороже всего. Остальная разработка это не авторская вещь, а рабочее проектирование», — сказал «СПб ведомостям» Даянов.

Несколько иного мнения придерживается еще один именитый архитектор — Максим Атаянц. По его словам, подходящая к концу «эпоха звезд в архитектуре» показала, что именитые проектировщики, которые пытаются строить масштабные здания сразу в разных концах земли, редко могут довести дело до конца самостоятельно. Слишком большое значение в архитектуре имеет местная специфика. «Иностранцев раньше часто приглашали, чтобы создать какую-то броскую картину. А дальше это перерабатывали местные, не на слуху находящиеся, а, скорее, технического класса команды», — пояснил свою точку зрения «СПб ведомостям» Атаянц.

«Кто здесь прав, а кто виноват, мне очень трудно судить — наверное, без причины наши проектировщики не стали бы так выступать», — добавил зодчий.

#лахта-центр #строительство #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6256) от 28.08.2018 под заголовком «Спор о высоком».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.