Создатель «Лахта-центра» рассказал о природе в архитектуре

Британский архитектор Тони Кеттл не просто зарубежный зодчий, бывающий в Петербурге и знающий наш город. Один язвительный критик даже назвал его Антоном Чайниковым, примерно как Бартоломео Растрелли по-русски звали Варфоломеем. Тони Кеттл был управляющим директором международной архитектурной компании RMJM. В этом качестве он стал одним из «отцов» самого высокого в Европе небоскреба, того, что сейчас достраивается в Лахте. В настоящее время зодчий основал собственное бюро Kettle Collective.

Создатель «Лахта-центра» рассказал о природе в архитектуре | Фолкеркское колесо. Иллюстрация pixabay.com

Фолкеркское колесо. Иллюстрация pixabay.com

Лекция «Природа в архитектуре», которую Кеттл прочел в июне в «Манеже», удачно дополнила программу выставки «СПб-2103». «Каждый проект - уникальная сумма технологий и природного окружения», - этот тезис зодчий стал подтверждать примерами из своего творчества. Он рассказал, что всегда стремился и стремится создать рациональное произведение архитектуры, которое при этом будет парадоксально иррациональным. Так, вместо мертвой абсолютной симметрии лучше использовать симметрию неполную.

Скажем, здание парламента Шотландии в Эдинбурге, где находится головной офис бюро мэтра. Это современный дом с криволинейными поверхностями. Невысокий, вписанный в холмы с террасами и водными зеркалами на прилегающей территории. Мне лично он напоминает хороший малоэтажный жилой комплекс на Карельском перешейке. Все 128 кабинетов депутатов не абсолютно повторяют друг друга. «Когда парламент строился, то все таксисты говорили - какой ужасный дом, но потом, когда он был готов, перестали так говорить», - признался архитектор.

Другое его знаковое творение - Фолкеркское колесо (Falkirk Wheel). Это инженерное сооружение, а не архитектурная достопримечательность. На рубеже нынешнего века было решено возобновить судоходство по каналам Шотландии, соединив Глазго (это самый запад) с Эдинбургом (на востоке). На водном пути было сооружено 32 гидротехнических сооружения. Колесо - самое важное из них, оно даже попало на банкноту 50 фунтов. Правда, это так называемые шотландские фунты, которые хоть и приравнены к стерлингам, но расплатиться ими можно лишь в этой части Великобритании.

«Колесо поднимает груз на 35 метров, это в четыре раза ниже, чем колесо обозрения в Лондоне. Но ведь в Фолклерке мы поднимаем не несколько десятков людей, а большую массу воды с судном в придачу», - сказал зодчий. Колесо перемещает суда между каналами, поднимая и опуская две емкости, наполненные водой, которые уравновешиваются по закону Архимеда.

В поисках инженерного решения рассматривались разные варианты подъемника - например, яйцо (это еще одна природная форма). Корабль помещался бы внутрь, затем яйцо бы перемещалось, доставляя его в нужную точку. «Форма лопастей колеса, на которой мы остановись в итоге, тоже природная. Это позвонки рыб», - пояснил Кеттл.

Вот еще одно творение шотландца - Инновационный центр в Дубае. Он вытянут вверх. Сам зодчий сравнивает его с апельсином, с которого стали снимать кожуру лентой. И эту ленту вытянули вверх. В Омане «мистер Чайников» построил маяк. Получилась светящаяся колонна, которая украшена национальным орнаментом. Причем орнамент этот в основе растительный. Еще в одном государстве Персидского залива - Бахрейне в здании национального управления нефтегазовой промышленности использован мотив ромбов, они навеяны стволами местных пальм, которые все в ромбах от опавших ветвей.

В деловом центре Москвы в одном из небоскребов архитектор использовал мотив спирали. «Это символ супружества», - пояснил мэтр. И сопоставил с известной скульптурой Родена. Мне лично это напомнило еще один мотив - спираль ДНК, которая, как все помнят, генетический код всего живого.

В своей лекции господин Кеттл рассказал о работе в Лахте. Если помните, первоначально небоскреб собирались поставить на Охте. Проект был завершен и доработан к новому месту.

Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «Яйцо и колесо».

#архитектура #Лекция #Манеж #лахта

Комментарии