С приветом из канализации. Петербург переживает нашествие крыс
Для затравки — анекдот давних времен. В диване завелись клопы. Хозяину долго не удавалось их уничтожить. «А ты вынеси их на помойку вместе с диваном», — посоветовал сосед. «Пробовал. Они его обратно заносят».
Крысиные норы становятся привычной деталью городского пейзажа. / Фото Сергея ГРИЦКОВА
А теперь серьезно: похоже, сейчас аналогичная ситуация в городе складывается с крысами.
На улице Марата напротив Музея Арктики и Антарктики есть крохотный скверик, приютившийся между домами: покрытый плиткой пятачок со скамейками и узенькая полоска газона. Это знаменательная полоска. Сюда впору водить экскурсии для любителей ужастиков. Газончик испещрен глубокими дырами, уходящими под стену дома, под канализационный люк. Это крысиные норы. Больше десятка. Звери (иначе не назовешь) деловито снуют туда-сюда.
Местная управляющая компания — жилкомсервис № 2 Центрального района — уже пробовала бороться. Во всяком случае так говорят обитатели соседних домов. Мол, пришел по их просьбе сотрудник, забросил что‑то в норы, потом засыпал их землей, утоптал ногами и ушел… А через пару дней крысы восстановили все, что он разрушил. В том же месте и в том же количестве. Ну просто как в анекдоте про клопов. Причем они, похоже, стали гораздо активнее: трудятся уже среди бела дня, не обращая внимания на людей, сидящих на скамейках.
В прошлые годы дератизации требовали в основном жители центра и изредка — «спальников» 1970 – 1980‑х годов. Теперь стонет весь город. Вот лишь беглый взгляд на тот шквал обращений по поводу крыс, который в течение уже двух месяцев обрушивается на все властные структуры. Набережные Фонтанки и Обводного канала, проспекты Рыбацкий, Энергетиков, Чкаловский, Ветеранов, Среднеохтинский, Косыгина, Ленинский, улицы Седова, Ярослава Гашека, Будапештская… И еще, еще, еще.
Тревога сквозит не только в жалобах граждан, но и в документах Роспотребнадзора. В специальном постановлении о мерах борьбы с крысами, подписанном главным санитарным врачом Петербурга Натальей Башкетовой, приведены данные, которые наверняка будут интересны горожанам.
За весь 2020 год в Роспотребнадзор поступило 334 жалобы на крыс, в 2021-м — 388. А в 2022 году только за первый квартал — уже 140 жалоб. Если так пойдет дальше, то к концу года можно будет говорить о 30 – 40 %-ном росте числа требований дератизации.
Роспотребнадзор, судя по всему, подозревает, что основной причиной распространения крыс стало увеличение количества мусора. Точка зрения специалистов-дератизаторов отличается. Так, сотрудники станции профилактической дезинфекции, которая является самой крупной и самой старой организацией данного профиля в Петербурге (работает с 1930 года), высказали предположение, что в большинстве жалоб речь идет не о привычных пасюках, живущих в подвалах домов и «пасущихся» время от времени на помойках, а о тех, что роют норы вокруг канализационных люков.
Их так и называют — канализационная популяция. Живут себе в коллекторах, питаются тем, что сверху перепало, с обычными крысами встречаются редко. На поверхность выходят, если в канализации поднимается уровень воды. «Похоже, именно это в городе и произошло», — заключила сотрудница станции, с которой довелось перемолвиться, пока она сыпала какую‑то дрянь в очередную нору у дома № 58 по улице Декабристов. Вернее, это была не нора, а целая система «окопов» и «блиндажей».
Как потом выяснилось, общая зараженная площадь по данному адресу составила, по мнению спецов, более 1,8 тысячи квадратных метров. Яд с красивым названием «Щелкунчик» вкупе с дезинсекционной шашкой (ее еще именуют пиротехническим средством), будем надеяться, очистят эту площадь. Хотя и здесь может повториться история скверика на улице Марата. Ведь норы у люка так же просто засыпали грунтом.
Автор одной из жалоб на портале «Наш Санкт-Петербург» потребовал повторить дератизацию своего двора. Причем не заваливать норы землей, а… забетонировать их. «А смысл? — коротко высказался работник местного жилкомсервиса (дело было в Колпинском районе). — Они все равно вылезут. Не с одной стороны от бетонного «столба», так с другой».
Есть во всем этом какой‑то фатализм. Как будто горожанам предлагают потерпеть/подождать. Чего именно ждать, остается только гадать. То ли падения уровня воды в канализации, то ли веского слова ученых. В самом деле, неужели человек ничего не может противопоставить крысе?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7186) от 09.06.2022 под заголовком «С приветом из канализаци».
Комментарии