Реверансы электробуса

Жители растущих северных окраин Петербурга, штурмующие маршрутные автобусы в часы пик, давно хотели приобщиться к социальному транспорту. Но вместо троллейбуса в микрорайон «Юбилейный» стал ходить его «родственник», способный передвигаться и под контактной сетью, и без нее. Это второй в Приморском районе и третий подобный маршрут (№ 2), открывшийся в городе за последние два месяца. На курсирующих здесь электробусах в полном объеме задействовано апробированное в тестовом режиме новейшее бортовое оборудование.

Реверансы электробуса | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Новый «бесконтактный» маршрут № 2 пролег именно там, где прошлой осенью состоялась «премьера» электробусного движения, то есть на Комендантском проспекте. Невольно возникает вопрос: неужели в городе нет других участков плотной застройки, куда следовало бы направлять такие трамвайно-троллейбусные новинки?

Разумеется, есть, и некоторым из таких участков дожидаться инновационного транспорта осталось недолго: Петербург получит в целом 115 закупленных на средства городского бюджета электробусов (больше дюжины подоспеет до конца февраля). Этого количества, по мнению директора «Горэлектротранса» Василия Острякова, хватит, чтобы запустить в Петербурге пять новых подобных маршрутов, и два из них (в том числе на Невском проспекте в рамках концепции «Чистое небо») будут открыты в ближайшие месяцы. Но Приморский район в приоритетном транспортном списке остается.

«Думаю, это справедливо, - полагает глава районной администрации Николай Цед. - В одном «Юбилейном» квартале проживают больше 15 тысяч человек, и он продолжает застраиваться. А ведь у нас есть другие жилые комплексы, которые получили развитие, и к ним тоже нужно подтягивать общественный транспорт. Так, на Суздальском проспекте и Выборгском шоссе (180-й маршрут) скоро начнет ходить электробус другого типа - автобус на электрических батареях».

Его экологически чистый троллейбусный «тезка» всем хорош. И хотя он стоит примерно на 5 миллионов рублей дороже обычного, «рогатого», собрата, но позволяет сэкономить гораздо больше, поскольку не нужно строить подстанции, опоры и прокладывать провода.

Однако на автономном ходу он может пробегать пока не слишком большое расстояние - и это приходится принимать во внимание при выборе новых трасс.

На второй троллейбусный маршрут вышли теперь десять машин с динамической подзарядкой (производит их находящийся в городе Энгельс завод «Тролза»). Сначала они движутся по одному пути с электробусом № 23, затем сворачивают с Комендантского проспекта на улицу Уточкина и, расставшись с контактной сетью, едут по проспекту Королева до Глухарской улицы.

Кондуктор Любовь Цирулева говорит: «Некоторые входят в салон и спрашивают: «Что это за машина? А как она обходится без проводов?». И бывают довольны, обнаружив здесь все навороты: доступ к беспроводной сети Wi-Fi, разъемы для подзарядки гаджетов, систему бесконтактной оплаты проезда...»

Удобная низкая платформа - еще один плюс разработки приволжских машиностроителей. Мало того, на каждой остановке электробус наклоняется к пассажирам под небольшим углом, словно делая реверанс, чтобы людям с ограниченными возможностями и пожилым пассажирам было легче войти.

Все эти опции и особенности стали неотъемлемой частью пассажирского транспорта нового поколения, и стоит, скорее, удивляться, если что-то из комфортного перечня в салоне таких машин не увидишь. А вот комплекс систем (его создала петербургская компания «Современные технологии»), которым оснащена «двойка», не имеет в России аналогов, уверен начальник отдела бортового оборудования службы подвижного состава «Горэлектротранса» Андрей Сорокин.

«Раньше на каждой остановке, - поясняет он, - водитель нажимал кнопку, чтобы запустить информирующий пассажиров «механический» голос. А теперь при выезде из парка просто выставляет маршрут, и устройство с помощью спутникового навигатора отслеживает весь путь, выводит на табло, объявляет и показывает остановки. Да к тому же сообщает при необходимости о чрезвычайных ситуациях. Но возможности бортового комплекса шире».

На электробусах система позиционирования совмещена с монитором в салоне и табло, имеющими автоматическую подсветку (защита от солнечных лучей), с оборудованием для внешнего и внутреннего видеонаблюдения и системой «Говорящий город», рассчитанной на незрячих пассажиров. Три полезных для информирования и обеспечения безопасности пассажиров «умных» блока - в одном, как говорится, флаконе.

На двух первых электробусных линиях это оборудование было задействовано, но не полностью: после обкатки его презентовали на маршруте № 2. По словам Сорокина, «Горэлектротранс» планирует оснастить им весь новый подвижной состав. При этом сами бортовые устройства получат развитие. Специалисты продолжают над ними работать, чтобы подвязать к интеллектуальной цепочке системы учета пассажиропотока (на новых трамваях и троллейбусах она есть) и оплаты проезда.

#электробус #новый маршрут #бортовое оборудование

Комментарии