Развозчики беды. Поведение «двухколесных» курьеров становится все опаснее для петербуржцев

Вам еще не надоели коробейники, которые развозят заказы на велосипедах и самокатах? Те, которые сплошь и рядом нарушают Правила дорожного движения, выскакивая на проезжую часть перед колесами автомобилей, или с ветерком носятся по тротуарам, задевая или сбивая с ног ни в чем не повинных прохожих. Лично мое терпение уже иссякло.

Развозчики беды. Поведение «двухколесных» курьеров становится все опаснее для петербуржцев | ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС

ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС

Последней каплей стал случай, который произошел на моих глазах. Разносчик на электровелосипеде пролетел на красный сигнал светофора буквально в нескольких сантиметрах от капота двигавшегося на зеленый автомобиля. Хорошо, что водитель сумел вовремя нажать на тормоз. А если бы за рулем был новичок? Причем, вместо того чтобы извиниться перед владельцем авто, курьер быстро унес ноги.

Вообще просить прощения за порчу имущества и нанесенные ­у­ве­чья представители данной профессии не торопятся. В центре Моск­вы курьер-доставщик насмерть задавил маленькую собачку и, вместо того чтобы раскаяться в содеянном, распылил слезоточивый газ в лицо безутешной хозяйке и ее дочке и скрылся. В Анапе его коллега на большой скорости вылетел на дорогу и оказался на капоте машины. После удара остались вмятины, но доставщика еды это не взволновало, он поспешил поскорее уехать.

В «культурной столице» — то же самое. Снеся у автомобиля боковое зеркало, курьер на велосипеде предпочел не разбираться с его владельцем, а быстро сделать ноги. Другой доставщик еды сбил с ног ребенка, после чего, нецензурно обругав растерянную мать мальчика, покатил дальше…

Понятно, что в СМИ попадают лишь самые резонансные случаи. Зато в Интернете буквально потоком идут сообщения о том, как очередной «желтый» или «зеленый» наехал на пешехода.

Официальной статистики по таким ДТП в нашем городе нет. А вот столичная ГИБДД в прошлом году попыталась вести учет лихачей на велосипедах. Всего за восемь месяцев было выявлено 288 ДТП, причем едва ли не в каждой третьей аварии (104 случая) участвовали граждане, оказывающие услуги по доставке готовой еды, а каждое второе ДТП произошло по причине нарушения требований правил со стороны велосипедистов-курьеров. Воистину не еду они развозят, а беду!..

И это только видимая часть айсберга. Ведь кроме педального транспорта существуют еще электро­велосипеды и электросамокаты. Те самые, которые пользуются у курьеров большим спросом. Причина проста: эти транспортные средства ездят быстрее. Велосипед с моторчиком способен развить скорость более 40 км/час. Почти как мотороллер. Вот только на мотороллер нужно получать права, а на велосипед — нет. Садись и гони с ветерком!

Их заставляет торопиться уже сам рынок экспресс-доставки. Ведь между «пиццей за два часа» и «пиццей за час» покупатель, скорее всего, выберет второе.

Причем курьерская езда год от года становится все более агрессивной. Оно и понятно: для этих людей время — деньги! В самом прямом смысле. Чем больше заказов человек выполнит, тем больше положит в карман. Считайте сами. За одну доставку в Петербурге в среднем платят 200 – 250 рублей. В день курьер развозит минимум 20 заказов. Такими темпами в месяц выходит около 150 тысяч рублей — для тех, кто готов работать ежедневно. При щадящем графике 5/2 получается 80 – 100 тысяч. Если носиться сутками без выходных, можно получить 200 тысяч и больше.

Неудивительно, что эта профессия стала одной из самых востребованных: по итогам 2022 года в стране было открыто 300 тысяч (!) вакансий для курьеров.

Если несколько лет назад они доставляли лишь пиццу и суши, то теперь их услуги предлагает любая «булочная за углом». Сама как‑то столкнулась на лестнице с курьером, «доставлявшим» на четвертый этаж банку сметаны из магазина на первом…

Еще один плюс — профессия курь­ера не требует специального образования. То есть устроиться на работу может каждый. Хоть вчерашний школьник, хоть женщина, сидящая в декретном отпуске. Умеешь крутить педали, держишь равновесие на самокате — милости просим. Надевай короб — и жми на всю катушку. И если курьер на автомобиле просто обязан хорошо себя вести на дороге (иначе он лишится прав), то разносчику на электровелосипеде или самокате никакой закон не писан. Он мчится так, как удобно ему, а не пешеходам или его собратьям за рулем.

А поскольку количество таких лихачей будет только расти, то и ДТП с их участием наверняка станет больше. И у ГИБДД, к сожалению, пока нет никаких рецептов, которые бы помогли навести порядок в этом «броуновском движении».

В Союзе автомобилистов считают, что единственный вариант решения проблемы — использование системы фото- и видеофиксации нарушений. Для этого, в частности, потребуется проводить регистрацию электровелосипедов и других СИМ, чтобы на них были номерные знаки.

Можно предусмотреть такую регистрацию через «Госуслуги», — предлагает вице-президент союза Антон Шапарин. — Только тогда мы сможем контролировать движение электровелосипедов и СИМ. Иначе — безнаказанность и новые жертвы.

Звучало еще одно предложение — полностью запретить курье­рам ездить по тротуарам. Только по проезжей части. Но, как считает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, такая инициатива работать не будет, так как за нарушением курьерами правил просто некому будет следить. Дейст­вительно, ну кто на улице побежит за велосипедистом или самокатчиком, чтобы оформить протокол? Инспектор ГИБДД? Вы можете представить себе такую картину?

Попытка выгнать курьеров с тротуаров на проезжую часть приведет лишь к еще большему числу нарушений ПДД, — считает Шкуматов. — Ведь большинство курьеров — это люди, которые ни разу не сидели за рулем автомобиля. Поэтому ПДД они не знают. По-хорошему нужно переходить к какой‑то системе сертифицирования профессиональных велосипедистов, которые используют велосипед не для прогулок, а для зарабатывания денег.

Еще одна мера, которую озвучивают в экспертном сообществе, — за все, что натворит курьер, необходимо признавать ответственным агрегатора. То есть надо позволить людям предъявлять гражданские иски к организациям, которые нанимают на работу лихачей, с нормальными компенсациями ущерба (как физического, так и морального). Тогда все эти безалаберность и безответственность довольно быстро исчезнут сами по себе.

Кстати, весьма здравая мысль. Заплатит компания пару-тройку раз весомую денежку и задумается о профпригодности своих сотрудников. Впрочем, агрегаторы на рынке существуют уже много лет, и разговоры про это идут давно, но ничего не меняется.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по правам семьи, женщин и детей Татьяны Буцкой, необходимо установить контроль за графиком курьеров. По ее словам, они часто работают круглосуточно, поэтому у них снижаются концентрация и внимание и они попадают в ДТП.

Еще есть предложения поставить на все велосипеды GPS-трекеры с ограничением скорости, оборудовать курьера камерами GoPro и смотреть в прямом эфире на то, как он работает. Но сколько будет стоить после этого доставка, можно только догадываться…

Лично я бы пронумеровала каждый курьерский короб. Буквы — компания, к которой они относятся, цифры — личный номер «наездника». Ведь сегодня, если курьер налетает на прохожего, тот даже не может объяснить полиции, кто это сделал. Да и что агрегатору сказать, если позвонить на «горячую линию»? «На меня наехал один из ваших сотрудников»? А у фирмы их сотни. «Который из них?» — «Не знаю». Вот и получается, ищи-свищи его.

…Не успела поставить последнюю точку, как под окном раздался визг тормозов. Курьер на самокате в очередной раз рискнул проскочить на красный. На сей раз ему повезло. Выехав на встречку, он добавил газу и скрылся за ближайшим поворотом... 


#курьеры #безопасность #ПДД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7414) от 15.05.2023 под заголовком «Развозчики беды».


Комментарии