Разорение и разруха. Как капитальный ремонт изуродовал дом Салтыкова-Щедрина

Не хочется делать никаких обобщений. Просто - история отдельно взятого дома, угодившего в отдельно взятую историю.

Разорение и разруха. Как капитальный ремонт изуродовал дом Салтыкова-Щедрина | Этим стенам 118 лет. В таком возрасте капремонт — как операция. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Этим стенам 118 лет. В таком возрасте капремонт — как операция. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В прошлом году капитально отремонтировали фасад жилого дома на Литейном проспекте, 60. Объект культурного наследия федерального значения. Здесь больше 10 лет жил и здесь скончался Салтыков-Щедрин. Наверняка этот ремонт вдохновил бы Михаила Евграфовича на продолжение истории про город Глупов, или про Угрюм-Бурчеева, и уж наверняка - про органчик в начальствующей голове, бездумно повторяющий одни и те же словеса.

С момента завершения ремонта, стоившего примерно 18 миллионов рублей, прошло 7 месяцев. И вот там и сям обваливается штукатурка, от крыльца остался грязный остов с разваливающимися ступенями, отбиты куски стен вокруг электрощитка и проч.

Специалисты «Северной Венеции» - так называется ремонтно-реставрационная компания - еще в марте осмотрели дом, чтобы оценить, как он пережил зиму. Вывод однозначен: пережил плохо. А виновата управляющая компания, которая испортила фасад. Во всяком случае именно такое заключение следует из официального письма за подписью гендиректора «Северной Венеции» Максима Каца: «выявлено частичное отсутствие лепного декора с левой стороны от арки... Со слов представителя управляющей компании ЖКС № 1 Центрального района, они своим силами выполнили отбивку данных элементов...»

Управляющая компания - да! - сбивает штукатурный слой, а с ним и лепнину, если есть основания полагать, что все это может рухнуть на голову прохожим. А в данном случае такие основания, увы, были. Прямо на новеньком фасаде зимой образовались наросты льда: из-за повреждения кровли и водосточной трубы вода текла прямо по стене, превращаясь в ледяную корку, которая вполне могла оторваться вместе с частью фасада. Вот и сбили.

Это обстоятельство дало подрядчику повод заявить, что «ремонтные работы в рамках гарантийных обязательств не могут быть выполнены в связи с грубейшими нарушениями эксплуатации здания».

Какое-то почти победное заявление: мол, ура-а-а, мы вам ничего не должны! (В скобках стоит отметить, что спецы подрядной компании посоветовали коммунальной конторе... сбить еще часть штукатурки у карнизного свеса.)

Между тем собственных огрехов специалисты «Северной Венеции» «не увидели» и в актах, соответственно, не отразили. Например, прошли мимо развалившегося крыльца (полгода не простояло), мимо ажурного балкончика в первом дворе, уже сочащегося ржавчиной, мимо дырявого щита из кое-как крашеного ДСП, которым они прикрыли часть дворового фасада... В общем, имеется немало такого, мимо чего хочется пройти, прикрыв глаза.

Вот окна квартиры на первом этаже точно видеть не хочется: они тоже забиты щитами ДСП, подкрашенными в цвет фасада. За этой ширмой, говорят, скрывается квартира, в которой живут люди, которым «все равно... Это маргиналы. У них комната выгорела, до сих пор не отремонтировали. И денег на новые рамы у них нет. Ну мы и попросили подрядчика забить им окна...». Таков рассказ собственника одной из квартир дома Салтыкова-Щедрина. И штука не в том, что человек высказывает такую просьбу (ну надоели ему маргиналы!), а в том, что подрядчик выполняет ее.

Вообще-то похоже, что судьба капитального ремонта фасадов дома Салтыкова-Щедрина изначально не сложилась. Граждане оказались свидетелями некоторой растерянности, с которой работники фирмы-подрядчика, вышедшие на объект, рассматривали стены, густо увешанные проводами. Перед ремонтом хорошо было бы убрать их. Но никто на это не решился. Управляющая компания, перед которой внезапно поставили вопрос о проводах, заметила, что демонтировать что-либо без разрешения собственников она не имеет права, а собственников этих проводов найти невозможно... В общем, обычная для центра история.

Проблему с проводами решили: замазали краской, что смогли. А что не смогли, то не замазали.

Забавно, но сразу после ремонта фасада в дом пришел еще один подрядчик - капитально ремонтировать электросистему дома. Снял кое-какие провода, обновил электрощиток. Ну и слегка (совсем чуть-чуть) повредил фасад.

Дополнительная печаль - окна. Уже не частные, а общественные - на лестничных площадках. Их замена входила в ремонт фасадов. Стеклопакетов с темными рамами, приличествующими историческому зданию, у подрядчика не нашлось. Установили белые. А потом замазали снаружи коричневой краской. К весне краска успела облупиться.

Но самая сюрреалистическая картина открывается изнутри. «Северная Венеция» выдрала старые окна с корнем: с подоконниками и кусками старых стен. В получившиеся дыры воткнули стеклопакеты, залили щели монтажной пеной и сказали, что так и было...

Нет, конечно, не сказали. Просто заявили, что в смете капитального ремонта имеются расходы на новые рамы, а вот на новые подоконники - увы, денег нет.

Вообще-то в смете значится «замена оконных и балконных заполнений, относящихся к общему имуществу МКД, в том числе на энергоэффективные шумоизоляционные», но нигде не значится, что капитальный ремонт может завершаться грязью и обломками стен. Если в тех 18 миллионах рублей, которые были потрачены на реставрацию фасада, не было заложено денег на новые подоконники, то верните на место старые! И уж во всяком случае не оставляйте за собой разорение!

Кажется, эта простая логика оказалась недоступна никому. «Северная Венеция» продолжает говорить про смету. А ЖКС № 1 Центрального района и вовсе удивляется жалобам граждан: мол, «проблема не носит аварийного характера, не требует принятия немедленных мер. Угрозы жизни и здоровью граждан нет». Это выражение - из письма главного инженера ЖКС № 1 Центрального района Сергея Сазанова. Как будто отвечает не сотрудник управляющей компании, которая должна обеспечивать какой-никакой уровень комфорта и качества жизни, а спасатель, чья работа - вытаскивать людей из-под завалов.

Пока жителей дома «утешили» лишь одним: новые подоконники установят. Но... не ранее середины 2020 года в рамках очередного текущего ремонта и - если будут средства. Кто и когда будет вновь приводить в порядок фасад, неясно. Но никто не намерен этого делать, пока не отремонтируют крышу, на которую пока тоже нет денег... В общем, пропал салтыковский дом.

И все же, похоже, не обойтись без обобщений. Не случилось еще встретить ни одну управляющую компанию, которая с благодарностью отозвалась бы о подрядчике, который занимался капитальным ремонтом ее домов. Ни один подрядчик еще не сказал доброго слова ни об одной управляющей компании. Фирмы, которые вроде должны делать одно дело, с какой-то странной радостью уличают друг друга в плохой работе, в отсутствии дисциплины и ума. Быть может, такие отношения позволяют им сваливать свою вину друг на друга? Ну тогда такие отношения надо холить и лелеять, ибо они очень нужны обеим сторонам.

Читайте также о том, что в 2019 году в Петербурге отремонтируют 111 аварийных домов.

#капитальный ремонт #исторические здания #Салтыков-Щедрин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6454) от 06.06.2019 под заголовком «Пропал дом...».


Комментарии