Пять главных генпланов Петербурга
Петербург стал единственным крупным городом страны, который в момент своего основания имел схему застройки. Первым документом, который можно считать генпланом, был разработанный в 1712 - 1714 гг. Доменико Трезини чертеж Московской стороны. Однако лишь в 1930-х встал вопрос о научной разработке генпланов северной столицы. Ими стали пять судьбоносных документов, определивших облик и современного Петербурга.

Иллюстрация paulista/shutterstock.com
1. Генплан Ленинграда, 1935 год (переработан в 1939 г.).
Застройка Автова и территории за «Электросилой», Щемиловки и Малой Охты. Запроектировано развитие Центрального парка культуры и отдыха на Каменном, Елагином и Крестовском островах. Были предусмотрены и другие общегородские парки, в частности в Озерках.
Впервые выдвинута идея «Большого Ленинграда» с городами-спутниками. Город должен был развиваться в южном и юго-западном направлениях (граница с Финляндией на севере была слишком близко).
2. Генплан Ленинграда, 1948 год.
Восстановление города после разрушений периода блокады. Отказ от идеи создания нового центра города в районе Дома Советов на Московской площади. Предусматривалось развитие морского фасада Ленинграда от Стрельны до Автова и далее на север, широкое распространение зеленых насаждений. Генеральный план включал также развитие и реконструкцию архитектурных ансамблей Пушкина, Павловска, Петродворца. В большой степени этот генплан удалось реализовать.
3. Генплан Ленинграда, 1966 год.
Концентрическое развитие города, создание парков, набережных и жилых кварталов на южном и северном берегах Финского залива, в западной части Васильевского острова, островов Декабристов и Вольного (они в результате намыва слились в один остров). Основная задача, поставленная этим генеральным планом, определялась программными установками Коммунистической партии и состояла в решении жилищной проблемы.
4. Генплан Ленинграда и Ленинградской области, 1987 год.
Единственный на весь регион (город и область), который рассматривался как целостный организм. Планировался масштабный процесс перемещения части производств из города в область с созданием на ее территории филиалов ленинградских производств, опытно-экспериментальных баз и полигонов научно-исследовательских учреждений. Идея перевода в целом не была реализована из-за экономического провала начала 1990-х.
5. Генплан Санкт-Петербурга, 2005 год.
Переход от точечного строительства жилых домов к комплексному развитию территорий (в первую очередь - неосвоенных). Генплан предусматривает жилищное строительство на свободных территориях, увеличение резервных территорий для промышленного строительства и рост показателей обеспеченности жильем. Предусмотрено увеличение протяженности внутригородской инфраструктуры (железные дороги, метрополитен, скоростной трамвай, наземный экспресс) с 350,5 до 630,7 км к 2025 году. Намечено организовать 829 км городских улиц и дорог, из них 330 и 450 км, соответственно, магистралей непрерывного и скоростного движения.
Основные идеи будущего генплана - создание системы основных транспортно-пересадочных узлов, являющихся точками обмена пассажирами между различными видами транспорта. Уточнение зоны взаимной увязки генеральных планов Петербурга и Ленобласти. Точечное размещение жилой застройки должно быть сведено к минимуму. Развитие системы общественных пространств, увеличение площади рекреационных территорий.
Численность населения Петербурга к 2030 году, исходя из 5-процентного прироста валового регионального продукта начиная с 2021 года, а также 3-процентного прироста производительности труда, составит 6,2 миллиона жителей. При этом миграционный прирост на период действия будущего генплана составит около 800 тысяч человек.
Материал был опубликован в газете под № 116 (6225) от 02.07.2018 под заголовком «Пять главных».
Ранее мы опубликовали материалы с нашего круглого стола по теме нового генплана Петербурга, интервью с директором СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга» Юрием Бакеем. Кроме того, мы побывали на публичных слушаниях по поправкам к генплану с продлением срока его действия до 2022 года, которые прошли в районных администрациях Северной столицы.
Материалы рубрики
Треугольник Галунова. История здания на Невском проспекте
«Пьян до безобразия». История скандального столкновения между дворником и жильцом доходного дома
Лиговская барахолка. Как проходил «Толкучий торг» в XX веке?
Бросок на Аптекарском. Как Владимир Трусенев установил мировой рекорд в метании диска
На пуштунском и белуджском. Как пакистанцы поселились в Петербурге
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии