2Vtzqv4Hz9U

Пуховый риск. В Петербурге ежедневно фиксируют до десятка тополиных пожаров

Тот, кто написал веселую песенку про «тополиный пух, жара, бла-бла…», скорее всего, ничего не знал о вредоносности этого времени для города и горожан. В серой слипшейся пакле, в запыленном пухом воздухе столько же романтики, сколько в глубокой луже на тротуаре во время летнего ливня. Явления хороши разве что для малышей: в луже можно замечательно потоптаться прямо в кроссовках, а пух так славно вспыхивает, если ткнуть в него спичкой…

Пуховый риск. В Петербурге ежедневно фиксируют до десятка тополиных пожаров | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Короткий номер 112 — главное, что надлежит помнить в течение июня и немножко июля. Как говорится, «на всякий пожарный».

Ежегодно в канун появления тополиного пуха МЧС распространяет типовые воззвания, предупреждения, инструкции и просьбы. И все равно налицо столь же типовая ситуация — количество пожаров резко взлетает. Трудно сказать, в чем именно причина: в шаловливых ли ручках подростков или в привычном свинстве взрослых, которые по обыкновению бросают окурки под ноги. И им все равно: лужа ли перед ними или куча сухого, как порох, тополиного пуха.

В нынешнем июне, по данным МЧС, в Петербурге ежедневно фиксируют до десятка тополиных пожаров.

На Белградской улице в Купчине вместе с подожженным пухом сгорела припаркованная машина. При аналогичных обстоятельствах пострадали два автомобиля на Брюсовской улице в Калининском районе. Местные жители, вызвавшие пожарный расчет (по тому самому номеру 112), рассказывали, что видели виновников происшествия и что их якобы разыс­кивают правоохранительные органы. Трудно сказать, правда это или нет. Из опыта прошлых лет: еще никто из поджигателей не был выявлен и тем более наказан.

Две пожарные машины в течение почти трех часов ликвидировали задымление на старом поросшем тополями Еврейском кладбище на проспекте Александровской Фермы в Невском районе. И в течение еще как минимум суток окрестные жители ощущали запах гари.

А самый (пока) масштабный пожар из‑за пуха случился на Васильевском острове 18 июня. Вспыхнуло на Среднем проспекте у пересечения с 22‑й и 23‑й линиями. Для проезда пожарной техники пришлось останавливать движение транспорта, в том числе общественного. Так, пока работали пожарные, не ходили трамваи № 6 и 40. Между тем, похоже, причиной пожара стал пух, слетевший с тополей, растущих именно на территории Василеостровского трамвайного парка. Так что… сами себе подсуропили.

Большинство случаев возгораний обошлось без участия пожарных. Бдительные горожане справились самостоятельно, а затем рассказали об этом в соцсетях. Таких рассказов — изобилие. Полыхнуло у строящегося второго выхода станции метро «Кировский завод» — потушили сотрудники метрополитена. Горело в Московском районе у перекрестка Авиационной улицы и проспекта Юрия Гагарина — вовремя подскочили граждане. Вспыхнул также пух на перекрестке улицы Тельмана и Октябрьской набережной. Очевидцы засвидетельствовали, что огонь затронул придорожный деревянный «шалман», раскинувшийся под старинными тополями, где потчуют лагманом и пловом. Пожар ликвидировали посетители и работники заведения.

А уж сколько черных проплешин появилось на газонах во дворах! Как правило, они невелики: с десяток-другой квадратных метров. Но такие проплешины есть в каж­дом дворе, где растут старые тополя. А это в основном кварталы массовых серий советских времен, за годы своего существования превращенные в тополиные леса.

В общем, вместе с пухом над городом плывет дым пожаров. И горожане, в особенности владельцы автомобилей, припаркованных в заваленных пухом дворах, требуют от властей принять экстренные меры. Какие?

Прежде всего претензии звучат в адрес комитета по благо­устройству, который-де не может обеспечить эффективную очистку города. «Где машины-пылесосы, которые должны убрать пух?» — вопрошают одни. «Почему дворники не смывают пух водой?» — сетуют другие.

Сам комитет отвечает нечто примирительное, не вполне внятное. Вместо того чтобы четко и жестко сказать, что сразу вымести весь пух с улиц города, вычесать его с газонов, а заодно ободрать с самих тополей невозможно. И никакие пылесосы не помогут. Точно так же от комитета можно потребовать выключить Солнце или организовать ливень.

Помнится, несколько лет назад в похожей ситуации то и дело оказывались тепловые компании. Звучал такой нарратив: мол, из‑за их дурной работы лопаются подземные трубы, кипяток вытекает и травмирует автомобили, а кто возместит ущерб?

Выход нашли: тепловые компании застраховали свою ответственность и теперь не опасаются повреждения машин или иной собственности. Если случится неприятность, связанная с прорывом трубы, возмещением вреда займется страховая компания.

Можно ли использовать этот опыт, если машины или стро­ения страдают от воспламенения пуха? Для страхового бизнеса нет ничего невозможного. Но тогда заняться страхованием своих «тополиных рисков» должны будут и управляющие компании, и комитет по благоустройству. А страховщики «разлинуют» город на участки ответственности и сосчитают все пушащие тополя. А заодно определят все законные и «незаконные» места парковок во дворах. Таков их бизнес. Готов ли город к подобному развитию событий?

Возможен также другой вариант. Давно предложенный и давно отвергнутый многими горожанами: ликвидировать «пуховые» тополя. По данным того же комитета по благоустройству, ныне в Петербурге растет примерно 95 тысяч тополей. Сколько именно из них производят пух, не подсчитано. Но, по мнению ученых Лесотехнического университета, таковых не более 30 %. То есть решение состоит в сносе или кронировании 28,5 тыс. старых тополей. Это колоссальная работа как по объему, так и по стоимос­ти. Но с чего‑то нужно начинать?

Специалисты комитета по благоустройству признали, что никакой отдельной антитополиной ­программы в Петербурге как не было, так и нет. Быть может, ей пора появиться? А для начала хотя бы сосчитать: сколько именно деревьев создают проблему. Очень хорошо заняться подсчетом именно сейчас, когда все наглядно. При желании за неделю-полторы можно получить более-менее объективную картину.

Правда, при этом горожанам (особенно защитникам зеленых насаждений) придется принять во внимание реальность: от тополей нужно избавляться. Иначе отмахиваться от пуха и гореть по‑прежнему будем каждый год.

#пожары #пух #безопасность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7441) от 22.06.2023 под заголовком «Пуховый риск».


Комментарии