Водолазы госбезопасности: как ЭПРОН поднимала затонувшие корабли
В трудные годы после Гражданской войны, в условиях становления советской экономики, органы госбезопасности выполняли важнейшие задачи в сфере не только защиты государственных интересов, но и хозяйственных отношений. В частности, именно на ГПУ (Государственное политическое управление) была возложена задача подъема затонувших кораблей. Стране требовалось восстановить военный и торговый флот.
Для этих целей в 1923 году в структуре ГПУ была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Ее руководителем был назначен Лев Мейер, одновременно исполнявший обязанности помощника начальника Особого отдела ГПУ.
Еще в самом начале поднимался вопрос о передаче ЭПРОНа в ведение военно-морских сил, однако благодаря специальному распоряжению Ф. Э. Дзержинского Экспедиция осталась в составе ГПУ (в ноябре 1923 года ГПУ было преобразовано в ОГПУ при СНК СССР). Не случайно ежегодным праздником ЭПРОНа было изначально 20 декабря – День создания ВЧК.

А фактически все началось с того, что приема у руководителя ГПУ Ф. Э. Дзержинского добился бывший инженер царского флота, кладоискатель-любитель Владимир Языков. Он рассказал ему, что в 1854 году под Балаклавой во время шторма разбился британский пароход «Черный принц», который вез золотые английские монеты для выдачи жалования войскам, осаждавшим Севастополь. Языков доложил, что собрал все необходимые документы и точно знает, где потерпел крушение «Черный принц».
Однако золото, требовавшееся для реализации планов развития страны, предстояло найти и поднять с глубин, практически не доступных водолазам. Решение этой сложной технической задачи требовало принятия особых организационных мер. Дзержинский заинтересовался и, после того, как специалисты проверили информацию, разрешил начало работ...
Правда, найти британское золото не удалось, однако за период работы в районе Балаклавы Экспедиция накопила богатый опыт в области судоподъема и водолазного дела. Был сконструирован глубоководный аппарат, приобретены навыки аварийно-спасательной работы. Все это позволило специалистам ЭПРОНа в дальнейшем поднять в акватории Черного и Азовского морей несколько эскадренных миноносцев и подводных лодок, а также судов торгового и вспомогательного флота, затопленных или затонувших в годы Первой мировой и Гражданской войн.

К концу 1920-х годов ЭПРОН стал превращаться из «черноморской» организации во всесоюзную. Была создана постоянная Балтийская партия – будущая Северная база в Ленинграде. Летом 1928 года ЭПРОН провел сложную на тот момент техническую операцию по подъему затонувшей во время Гражданской войны в Финском заливе британской подводной лодки L-55. В дальнейшем эта субмарина была отремонтирована и в августе 1931 года вошла в боевой состав подводных сил Балтийского флота.
В ведении органов госбезопасности ЭПРОН находился до 1931 года, впоследствии он продолжил деятельность в составе других ведомств, став базой для создания аварийно-спасательных служб ВМФ.
За то время, что Экспедиция находилась в составе ОГПУ, ее силами было поднято 110 судов, 76 из которых удалось восстановить. Их стоимость превышала 50 миллионов рублей. Водолазы ЭПРОНа подняли с морского дна более 13 тысяч тонн черного металла, 4700 тонн брони, 1200 тонн цветного металла, 2500 тонн механизмов. В 1929 году ЭПРОН был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Источник фото: канал "Советские фильмы, спектакли и телепередачи", стоп-кадры из документального фильма "Иду на помощь!.. О героях судоподъемного и аварийно-спасательного дела" (Творческое объединение "Экран", Гостелерадио СССР, 1984 г.), в фильме использованы материалы Госфильмфонда СССР и Телерадиофонда







Комментарии