Прямо к дому эскалатором
В серии публикаций «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывают о жилых домах, построенных в Ленинграде по индивидуальным проектам в последние годы социализма. Сегодня - о необычном доме по адресу: Политехническая улица, 17, который был сооружен над действующей станцией метро «Площадь Мужества». Вспоминает Евгений Раппопорт, ветеран петербургской архитектуры, один из авторов проекта:
Дом на Политехнической улице, 17. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
В предыдущих материалах мы рассматривали проекты «Великой китайской стены» на Варшавской улице и «Дома-горы» на проспекте Науки. Кроме того, мы узнали о необычном доме на Комендантском проспекте, Молодежном жилом комплексе на Васильевском острове и жилых домах в Зеленогорске и Петродворце.
— У меня в мастерской хранится старый альбом. В советскую докомпьютерную эпоху мы фотографировали чертежи и макеты (они были собственностью государства) и вклеивали снимки в альбомы. Рядом с фотографиями макета дома на Политехнической, 17, помечено: «Проектирование и строительство 1973 - 1995». На самом деле все началось еще раньше, на рубеже 1960 - 1970-х годов. Тогда в мастерской № 2 Ленпроекта, которая занималась северными районами города, под руководством Логина Шретера вместе с Александром Свирским и Петром Юшканцевым мы подготовили предпроектные предложения по застройке северо-восточной части площади Мужества и проспекта Непокоренных до Гражданского проспекта. Это был большой градостроительный комплекс. Напомню, что мемориал на Пискаревском кладбище был открыт в 1960 году. Застройка проспекта Непокоренных должна была стать подходом к нему, строгой, но выразительной. За нашей работой лично следил Валентин Каменский, главный архитектор Ленинграда.
— Евгений Михайлович, а как это происходило?
— Он два или три раза смотрел планшеты и макет застройки. Главный архитектор города делал подобные вещи далеко не для каждого здания или комплекса. Наша идея состояла в том, чтобы убрать во дворы все балконы и лестничные клетки, чтобы фасады не дробились и создавали образ каменного остова, монолитного сооружения, отвечающего идее стойкости и мужества ленинградцев. Только по одному этажу проходит лента из лоджий. Предпроектные предложения были поддержаны и одобрены Градостроительным советом Ленинграда.
— Но ведь станция метро «Площадь Мужества» появилась намного раньше застройки...
— Действительно, она была сделана по проекту того же авторского коллектива и открыта 31 декабря 1974 года. Наша группа проектировала объем наземного вестибюля с учетом того, что позже над ним будет жилой дом со встроенными помещениями для магазинов и других сервисов. Кстати, один из ранних вариантов предполагал построить вестибюль станции метро в центре площади Мужества...
— И что получилось в итоге?
— Большая часть домов по проспекту Непокоренных была построена в 1978 - 1987 годах. Дом на Политехнической улице, 17, был возведен только в 1995-м. В документации для экспертизы он назывался «Дом из кирпича со встроенными помещениями и наземным вестибюлем станции метро «Площадь Мужества». То есть девятиэтажный кирпичный дом с железобетонными перекрытиями. Если мне не изменяет память, то в проекте было 180 квартир. Только каркас первого этажа, включавший павильон станции метро, был целиком из железобетона. Чтобы избежать монотонности длинного фасада, ближе к проспекту Непокоренных он идет тремя уступами.
— Какого вы получили заказчика?
— Пришел к нам симпатичный «ведомственный» дядька, с которым у нас не было никаких конфликтов...
— Но наверняка его задача была как можно быстрее расселить очередников своего ведомства. Неужели не просил поднять здание этажей до двенадцати?
— Вы шутите. Проект был утвержден! В то время никакой заказчик не имел права его «оптимизировать». В отличие от сегодняшнего дня архитекторы решали, сколько должно быть этажей.
— А как шел авторский надзор?
— Подрядчики были подобраны исполнительные, но не скажу, чтобы у меня остались воспоминания типа «как здорово сделали». Строительство как строительство. Иногда приходилось говорить: «Ребята, не фантазируйте!».
— Это в каких же случаях?
— Когда они пытались что-нибудь «рационализировать», например балкон убрать, заменить материалы на более дешевые и т. п.
Кстати, фасад не облицован плиткой, как другие дома этого комплекса, а отделан штукатуркой с имитацией руста. Время настало другое. И плитки уже такой не было, а на корпусах, построенных ранее, она начала осыпаться.
— Сейчас бываете у своего дома?
— Стараюсь как можно реже. Плохое состояние штукатурки, уродливо застроенные лоджии... Про самодеятельные «украшения» и пестрые вывески на первых этажах умолчу.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6292) от 03.10.2018 под заголовком «Прямо к дому эскалатором».
Комментарии