Трехэтажное счастье: история дома на Комендантском проспекте
«СПб ведомости» продолжают публикацию серии материалов о жилых домах, построенных по индивидуальным проектам на закате социалистической эпохи.
Мы расспросили архитектора Владимира Реппо, как он проектировал дом на Комендантском проспекте, 28, корпус 1.
- Это здание выделяется необычной уступчатой формой и большими консолями на верхних этажах... Как это получилось?
- В середине 1980-х годов я работал в мастерской № 4 «Ленпроекта», которая занималась проектами застройки жилых кварталов Приморского района. Тогда, да и сейчас эту территорию называют для краткости «Озеро Долгое».
Чтобы уйти от однообразия застройки, десять процентов домов в кварталах разрешалось разрабатывать по нетиповым проектам. Места тщательно выбирались для создания композиционных акцентов. Наш дом, уступчатой формы, был помещен на углу Комендантского проспекта и озелененного внутреннего бульвара, который соединял улицу и внутриквартальные пространства. Проект квартала, где было определено общее объемно-композиционное решение этого здания, разрабатывался в 1985 - 1986 годах, а непосредственно проект самого дома - уже в 1989 - 1992 годах. Дом был сдан в 1994-м.
- А кто был заказчиком?
- Нетиповой дом всегда дороже, поэтому эти участки, как правило, отдавали ведомственным заказчикам, чтобы они обеспечивали жильем своих сотрудников-очередников. Нам повезло: заказчик был далек от строительной индустрии и не протестовал против слишком усложненных архитектурно-планировочных решений. Он хотел максимального выхода квадратных метров жилой площади, не особо контролируя квартирографию.
- И что вы спроектировали?
- 14 - 16-этажный кирпичный многосекционный дом, общей площадью около 25 тысяч кв. метров жилой площади, примерно на 350 - 400 квартир. Площади квартир были чуть больше нормативной, и процент многокомнатных квартир тоже был выше, чем обычно строили в Ленинграде.
Но главное - мы с Виктором Грищенко придумали трехуровневые квартиры. Точнее, придумывал их он, рано ушедший мой коллега и приятель. Я с ним боролся, как мог, считая это чрезмерным усложнением планировочной структуры. И часть секций, вдоль Комендантского проспекта, все-таки мы сделали с обычными квартирами, но Виктору удалось убедить построить уступчатую часть дома с многоуровневыми квартирами, которые позволяли увеличить общую площадь.
- Скажите, для чего нужны многоуровневые квартиры?
- Эта часть дома была коридорного типа, с лестнично-лифтовыми узлами в торцах. Чтобы увеличить площади квартир, межквартирные коридоры поэтажно чередовались с комнатами, расположенными выше и ниже них. Из прихожей, по внутриквартирной лестнице нужно было либо подниматься вверх, либо спускаться вниз на полмарша, на уровень кухни, и далее полмарша вели в комнаты, которые выходили на противоположный фасад дома. Благодаря этому все квартиры имели ориентацию на оба фасада дома. К тому времени в Ленинграде было уже построено несколько жилых домом с похожими планировочными решениями. Кроме того, для усиления выразительности фасадов, начиная с 10-го этажа, мы выпустили «гигантские» 3-метровые консоли. Они потребовали применения мощных металлических балок. Если бы заказчиком был город, такие консоли не пропустила бы экспертиза: применение металла в строительстве, тем более в жилом, жестко лимитировалось. Эти балки, находящиеся под атмосферным воздействием, нужно было еще защитить коррозийно-устойчивыми красками, а в то время они были отдельной проблемой. Но ведомственному заказчику удалось согласовать проект.
- Дом построили по вашему первоначальному проекту?
- Строительство дома происходило в очень непростое время, Советский Союз распался и ведомственные предприятия остались без заказов и средств. Многие стройки надолго остановились... Этот дом достроили чудом. Сначала заказчик попросил заменить двухцветный лицевой кирпич на самый дешевый силикатный. Потом, когда жилой дом поднялся до 4-го этажа, заказчик, посетив стройку испугался, что в таких многоуровневых квартирах будет некомфортно жить. Кроме того, строители часто ошибались на очень нестандартном объекте, где все квартиры «переплетались» и в плане, и по вертикали. В поэтажных кладочных чертежах не каждый каменщик мог разобраться, строительство шло медленно.
В итоге пришлось переделать проект и пересогласовать его в экспертизе, фактические опровергнув свое первоначальное решение.
- В чем опровергнув?
- Несмотря на то что коридоры «вернулись» на все этажи, прежнюю общую площадь квартир дома удалось сохранить без особых потерь. Квартиры перешли в одну плоскость, внутриквартирные лестницы исчезли. Кстати, один этаж получился «переходным». Там высота потолков некоторых комнат под 4,5 метра, это полтора этажа.
- А знаете, как сейчас живет этот дом?
- Я там давно не был, про жалобы не слышал. Как и обычно, жители вразнобой застеклили балконы и лоджии, это добавило к очень плохому первоначальному качеству строительства дополнительную антиэстетику. Кроме того, владельцы встроенно-пристроенного первого этажа ярко облицевали и переделали фасады по своему усмотрению, дополнительно подчеркнув серость и унылость фасадов жилой части. Очень жаль, но от первоначального архитектурного замысла мало что осталось.
В предыдущих материалах мы рассматривали проекты «Великой китайской стены» на Варшавской улице, 12-го квартала около станции метро «Озерки» и «Дома-горы» на проспекте Науки.
Материал был опубликован в газете под № 081 (6190) от 10.05.2018 под заголовком «Трехэтажное счастье».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6190) от 10.05.2018.
Комментарии