Прокат с ограничениями. Что ждет петербургские кинотеатры?

С 12 сентября в Петербурге наконец-то возобновили работу кинотеатры, закрывшиеся из-за пандемии еще в марте. В нашем городе они оставались под замком дольше, чем в других регионах страны. В результате столь долгого простоя перспективы развития индустрии оставляют желать лучшего, причем даже открытие залов не приведет к быстрому восстановлению.

Прокат с ограничениями. Что ждет петербургские кинотеатры? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мимо кассы

О плачевном состоянии отрасли убедительно говорят цифры. Уже в первом полугодии 2020 года сборы в кинотеатрах страны по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 45%. А по предварительным расчетам общий убыток индустрии кинопоказа по итогам года составит от 50 до 70 млрд рублей. И большая доля этого убытка приходится на петербургский кинобизнес.

«До коронакризиса наша сеть насчитывала 24 кинокомплекса. Мы были вынуждены полностью остановить работу кинотеатров на несколько месяцев, – рассказывает совладелец сети кинотеатров «Мираж Синема» Олег Ивонинский.– Все это время мы поддерживали наши площадки и команду сотрудников. Для сохранения коммерческой деятельности запустили доставку еды в регионах, а также продажу билетов с открытой датой. Расходы на содержание одного кинокомплекса, несмотря на уступки арендодателей, обходились нам в несколько миллионов рублей в месяц. В результате не все наши петербургские площадки открылись 12 сентября. К примеру, кинотеатр в ТРК «Ульянка», к нашему большому сожалению, уже не откроется из-за отказа арендодателя предоставить приемлемые условия для возобновления коммерческой деятельности».

Схожая картина наблюдается и в других сетях. По словам президента сети кинотеатров «Каро» Ольги Зиняковой, закрытые кинотеатры принесли убытки не только кинотеатрам, но также прокатчикам и продюсерам. А это тысячи рабочих мест и недополученные налоги.

Владельцы петербургских кинотеатров все лето пытались донести до местных чиновников специфику экономики своей деятельности, однако навстречу им не пошли. Так, члены Ассоциации владельцев кинотеатров просили разрешить работу кинозалов к 1 сентября – за два дня до старта проката долгожданной российской премьеры фильма «Довод» от режиссера Кристофера Нолана. На эту картину делали ставку владельцы кинотеатров всей страны.

Чиновники обратили внимание на послание продавцов грез и разрешили открыть кинотеатры не 21 сентября, как предполагали, а раньше, но только 12 сентября. В итоге петербургские зрители, которые хотели попасть на премьеру «Довода», дружно увозили деньги в кинозалы на территории Ленобласти, где ограничения были сняты еще летом. В результате такого ажиотажа в одном из кинотеатров Всеволожского района в первый день премьеры в графике значились целых 33 сеанса.

Еще одно уникальное для России решение петербургских чиновников – это запрет на поход в кино подростков и молодежи до 18 лет без сопровождения взрослых. Между тем в большинстве случаев кассу делает именно молодежная аудитория. Более того, согласно опросам, тинейджеры и студенты, уставшие от режима самоизоляции, больше всех ждали открытия кинотеатров. Да и фильмы, которые выходят в прокат в сентябре, ориентированы как раз на них. Разумеется, трудно представить, что современные старшеклассники, и тем более первокурсники, отправятся смотреть фильмы «Довод», «Стрельцов» или «Мулан» за ручку с мамами.

Об окупаемости речь не идет

К началу года в Петербурге насчитывалось около 250 крупных сетевых и муниципальных кинотеатров. Каждый из них при коронавирусных ограничениях столкнулся с букетом проблем. Представители Ассоциации владельцев кинотеатров неоднократно обращались в региональные и федеральные органы власти с просьбами хотя бы частично компенсировать потерю доходов, но тщетно.

«Пять месяцев мы стойко переносили все проблемы, связанные с приостановлением деятельности кинотеатров, рассчитывая на практические меры поддержки, а не на декларативные обещания. По прошествии пяти месяцев поняли, что остались со своими трудностями один на один», – констатируют представители петербургской киноиндустрии в очередном письме к местным властям.

Впрочем, какие-то меры поддержки кинобизнеса коснулись.

«В самом начале карантина нам удалось попасть в список пострадавших отраслей. Мы получили небольшую помощь от государства в виде двух президентских МРОТов на выплату зарплаты персоналу и льготный кредит, который, кстати, уже надо возвращать. Только возвращать не с чего, так как кинотеатры все это время не работали, – говорит председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. – Никакой системной поддержки отрасли ни на региональном, ни на федеральном уровне не было».

Но самое главное, что даже после снятия ограничений проблемы у кинотеатров не закончатся. 

«Убытки первых месяцев открытых кинотеатров больше, чем убытки на простое – это факт, – констатирует Олег Березин. – Запуская кинотеатр после простоя, необходимо вновь набирать и обучать персонал, так как сохранить прежний удалось не всем. Кинотеатры начнут тратить электроэнергию, использовать клининговые и прочие опционные службы».

Не стоит забывать и о затратах на организацию обеспечения безопасности зрителей с учетом требований Роспотребнадзора.

«Вместимость кинозалов будет ограничена до 50% от общего количества мест в зале, кресла будут расположены в шахматном порядке, – рассказывает представитель объединенной киносети «Формула Кино», «Синема Парк» и «Кино Окко» Анна Выгловская. – Интервалы между сеансами увеличены до 30 минут для дополнительной уборки, проветривания и дезинфекции помещений. На всех входах в кинозалы будут размещены санитайзеры с дезинфицирующими средствами. Помимо этого внедрена система бесконтактной проверки билетов».

Все эти меры влетят бизнесу в копеечку. Кроме того, упадет спрос на попкорн и напитки. А ведь именно эти товары кинобаров вносили существенный вклад в общие доходы кинотеатров.

«Все эти расходы не покроются зрителями, которые первыми придут в кинотеатры, – уверен Олег Березин. – Ожидаемый оборот первой рабочей недели кинотеатров составляет всего 10% от прошлогодней статистики за соответствующий период. Кинотеатры Москвы, которые начали работать в начале августа, только сейчас выходят на 30 – 40% от прошлого года. Но это благодаря «Доводу», которого нас лишили. Нам же необходимо получить хотя бы 25% от прошлого года, чтобы убытки от работающего кинотеатра стали меньше убытков от закрытого. Об окупаемости на данном этапе речи не идет».

Что касается автокинотеатров, которые во время режима самоизоляции активизировались в российских городах, то вряд ли они серьезно повлияют на рынок. По мнению большинства представителей отрасли, «кино на колесах» не является полноценной альтернативой традиционному кинозалу и не принесет необходимой прибыли, как те же мультиплексы.

Кино2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Кроме того, прокатчики опасаются пиратства, ведь аудиодорожку легко записать с радиоволны, а картинку – с видеорегистратора машины. Напомним, что этот формат появился в 1950-х годах в Америке с ее более подходящими климатическими условиями и тотальной автомобилизацией населения (особенно старшеклассников и студентов). Там это сложившаяся культура, а в России – скорее одноразовая история для привлечения внимания.

Вынужденная трансформация

По мнению представителей отрасли, кинотеатры будут восстанавливаться дольше других сегментов развлечений. Однако есть мнение, что коронавирус не вызвал, а лишь усилил проблемы, которые отрасль уже переживала в последнее время. В частности, это касается конкуренции за внимание зрителя со стороны онлайн-сервисов, которые получили от карантина исключительную выгоду. Общий объем трафика на таких ресурсах в пик самоизоляции вырос на 70% по сравнению с прошлым годом. Владельцы офлайновых кинотеатров были, мягко сказать, обижены, когда онлайн-сервисы запустили активные рекламные кампании, предлагая подписчикам свои услуги практически бесплатно.

Карантин стал и катализатором экспериментов создателей фильмов, которые начали принимать решения о выпуске своих проектов сразу на онлайн-платформах, не дожидаясь показа на большом киноэкране. Этому способствует совместимость современных технологий кинопроизводства, позволяющая создавать фильмы для одновременной демонстрации на разных экранах.

По мнению Олега Березина, на данный момент киноиндустрия переживает вынужденную трансформацию перед началом следующей стадии развития, которая неразрывно связана с медиаплатформами. «Сейчас важно не конкурировать с ними, а сотрудничать, став их частью, поскольку в ближайшем будущем все типы экранов будут дополнять друг друга», – уверен эксперт.

И все-таки у стационарных кинотеатров, несмотря ни на что, будущее есть. Особенно это стало понятно на третий месяц карантина, когда у многих людей сформировалось некоторое отторжение ко всему, что связано с онлайн-форматами. Только вот зрители теперь будут более требовательны к уровню сервиса кинотеатров, и малейшим недочетам прощения не будет.

В итоге сети сейчас вкладываются в создание современного мультиканального бесшовного сервиса, дорабатывают платежные системы и мобильные приложения, переоборудуют площадки для большего комфорта. Например, в кинотеатре «Мираж Синема» на Большом проспекте Петроградской стороны использовали период временного бездействия, закрыв объект на масштабную реконструкцию, на которую не решались ранее из-за опасения потерять зрителей. Открытие обновленного кинотеатра запланировано на декабрь 2020 года.

Что касается цен на билеты, то в большинстве кинотеатров они останутся прежними. А в первое время поход в кино будет еще доступнее за счет скидок и программ лояльности. Так, одна из ведущих сетей вводит специальную акционную цену билета для фильмов, которые уже демонстрировали в кино раньше. Обновится предложение по детскому билету, скидка для юных зрителей достигнет 50%. Также разработана гибкая система скидок и льгот для разных категорий зрителей на каждый день: студенты, курсанты, пенсионеры, ветераны, многодетные семьи, большие компании.

Получается, ведущие сети, несмотря на все убытки, разоряться не собираются, рассчитывая на полное восстановление зрительского потока к весне 2021 года. Но это, разумеется, если не будет новой волны закрытий кинозалов.

#кинотеатры #фильмы #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6762) от 14.09.2020 под заголовком «Прокат после простоя».


Комментарии