Праздник наедине с бокалом. Дефицита алкоголя в Петербурге не ожидается
На фоне многочисленных ковидных ограничений чуть ли не единственное доступное новогоднее развлечение – это застолье в семейном кругу. По крайней мере в период каникул в Северной столице дефицита спиртных напитков не ожидается. Остается надеяться, что такая ситуация не приведет к повальному пьянству.
Фото Виктории Вотоновской/ТАСС
Ценник, держись!
Несмотря на сложную эпидемиологическую и экономическую обстановку, цены на алкогольную продукцию на полках петербургских магазинов пока не летят вверх. Работает мораторий для поставщиков, который ретейлеры ввели до Нового года, чтобы удержать спрос. Выручают и складские запасы, которые, правда, тают на глазах.
«Пока мы можем себе позволить сдерживать цены на свою продукцию, думаем, что это у нас получится и после Нового года», – уверен представитель винного магазина BAHUS HOUSE Юрий Копылов.
«Последнее повышение цен на рынке алкогольной продукции было в октябре. С тех пор мы стараемся их сдерживать, но ситуация впереди неопределенная», – делится генеральный директор винного бутика «ХО» Татьяна Авдеева.
«Несмотря на скачки курсов иностранных валют, мы не поднимали цены в этом году, – констатирует президент компании Ladoga Вениамин Грабар. – На фоне падающей покупательной способности населения рост отпускных цен может оказать губительное воздействие на деятельность предприятия. Чтобы нейтрализовать ситуацию, мы в наших винотеках в сентябре даже снизили цены на всю продукцию на 15 – 20%. Однако в новом году рынок ждет рост акциза – а значит, произойдет незначительный рост цен на продукцию».
Кроме того, в соответствии с приказом Минфина, с 1 января 2021 года будут увеличены минимальные розничные цены на алкоголь. Игристые вина и коньяк подорожают на 3%, а водка – на 5,7%. Минимальная цена на водку вырастет до 243 рублей за 0,5 л, самый дешевый коньяк будет стоить 446 рублей, а шампанское – 169 рублей за 0,75 л.
Еще один важный фактор – сроки лицензий на торговлю алкоголем, которые истекают с 1 января по 30 июня 2021 года. Российские ретейлеры уже обратились к правительству с просьбой продлить эти лицензии на год.
«Не является вином»
Особенно заметно могут подорожать отечественные вина, утверждает президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. Причина в федеральном законе «О виноградарстве и виноделии в РФ», который вступил в силу 26 июня. Теперь вино имеет право называться российским только в том случае, когда оно сделано из винограда, выращенного на территории страны. Вино из импортных виноматериалов отныне имеет статус «винного напитка», что должно обязательно указываться на этикетках продукции. В магазинах винные напитки и вино должны стоять отдельно, а их полки уже обозначены невыгодной с точки зрения маркетинга надписью – «продукция не является вином».
До недавнего времени многие российские производители изготавливали вино из импортного балка – виноматериала, поставляемого в Россию наливом. А как иначе – в нашей стране потребность в виноградниках закрыта не более чем на 50%, а производство собственного виноматериала позволяет обеспечить лишь 30% рынка. Да и качество этого виноматериала не всегда устраивает виноделов.
Сегодня же ввоз импортного виноматериала практически прекратился. Многие российские производители свернули свои производства, другие начали налаживать связи с отечественными винодельческими хозяйствами. А те, пользуясь ситуацией, подняли цены на виноград урожая этого года в полтора раза, а на отечественные виноматериалы – в два. Разумеется, все эти изменения отразятся на кошельках потребителей конечного продукта.
За примерами далеко ходить не надо. Петербургская компания «Игристые вина» виноматериал для своей продукции закупала в Испании и Молдавии. До вступления закона в силу компания разливала вино ускоренными темпами, затем была вынуждена приостановить производство и возобновила его только в ноябре. Для этого предприятию пришлось налаживать сотрудничество с поставщиками виноматериалов из Краснодарского края.
Душа просит виски
Согласно данным Национального союза защиты прав потребителей, за три квартала этого года отечественные предприятия произвели 129,6 млн декалитров (дал) алкогольной продукции (без пива, сидра и т. д.). Это на 6,5% меньше, чем годом ранее. Заметно снизилось производство водки, тихих и игристых вин, а стабильно растет только производство плодовых (фруктовых) вин (+28,6%).
В прошлом году британская компания запустила в Ленобласти производство водки, выкупив пустующий завод в Кингисеппе. В этом году на заводе Halewood стартовало производство джина, перенесенное из Ливерпуля. В следующем году инвестор рассчитывает значительно увеличить объем выпуска алкогольной продукции, треть которой придется на джин. Продукцию планируют поставлять на внутренний рынок и экспортировать в страны Европы.
Интересно, что Россия в пандемию увеличила экспорт алкоголя за счет водки и вина. Однако экспорт водки увеличился на 0,3% только за счет поставок в Великобританию. Российское вино поставляется в основном на Украину и в страны СНГ. Что касается импорта, то с начала года в Россию кроме пива увеличился ввоз водки, виски, рома и джина, а вин и коньяка, напротив, сократился.
Дефицита не будет
Когда одним плохо, другим нередко бывает хорошо. Коронавирусные ограничения для предприятий общепита создали благоприятные условия для увеличения продаж алкоголя в розничных магазинах.
«Пандемия и коронакризис не могли не сказаться и на нашей отрасли, – подтверждает Вениамин Грабар. – Нам удалось сохранить штат и войти в высокий сезон в хорошей форме. Но в целом рынок испытал потрясения. Главной проблемой стала приостановка работы заведений HoReCa. Алкогольным компаниям, которые специализируются на работе с этим сегментом, пришлось несладко. Однако нам удалось частично компенсировать падение продаж в общепите за счет роста продаж в ретейле. Тем более что потребитель в этом году от вина и алкоголя не отказался, а просто перешел на домашнее потребление».
«Спрос в этом году был наплывами, – говорит Юрий Копылов. – Когда людей в первый раз посадили на карантин – пили больше. Сейчас ситуация стабилизировалась. Ничего неординарного в покупательском поведении мы не замечаем».
По данным Национального союза защиты прав потребителей, в январе – октябре этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года россияне стали больше покупать вина и слабоалкогольных напитков. Так, в январе – октябре продажи шампанских и игристых вин выросли на 8,5%. Продажи слабоалкогольных напитков увеличились на 22,2%. Спрос на крепкий алкоголь тоже рос, но не так активно. Водки в январе – октябре продано на 2,5% больше, чем годом ранее. Кроме того, за десять месяцев россияне купили пива и пивных напитков на 4,5% больше, чем годом ранее.
«Если говорить о крепком алкоголе, россияне сохраняют лояльность к категориям «водка» и «бренди», а импортные спиртные напитки – виски, джин – продолжают замещать более доступными российскими аналогами, многие из которых уже не уступают в качестве, – делится наблюдениями Вениамин Грабар. – Стремясь сократить расходы, некоторые россияне, к сожалению, обратились к контрафакту. Но большинство все-таки остались в легальном секторе, где продукты premium и low-premium уступили место «эконому» или в лучшем случае smart value – продукции с наиболее удачным соотношением «цена – качество».
Винный гид России
Традиционная акция «Дни российских вин» в розничных магазинах этой осенью подтвердила рост продаж российских вин. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов связывает это с закрытием границ: туристы потянулись на отечественные курорты и там распробовали российское вино.
Недавно Роскачество завершило третье ежегодное исследование вин, произведенных из российского винограда, в рамках проекта «Винный гид России», реализуемого совместно с Минпромторгом и Минсельхозом. На основе результатов этого исследования формируется национальный каталог качественных российских вин.
В этом году потребители имеют возможность ознакомиться с профессиональными оценками и дегустационными описаниями 209 сухих, полусухих и полусладких белых и красных вин. По обеим категориям отмечен рост качества по сравнению с прошлыми исследованиями. В белых винах лидерами рейтинга оказались вина Краснодарского края, с красными лучше других справились виноделы Крыма. При этом большинство лучших белых и красных вин, которые изучало Роскачество, стоят на полке не дороже 500 рублей.
Подсказка кависта
Владельцы петербургских алкомаркетов и продуктовых сетей обещают, что в новогодние каникулы спиртного хватит всем, а предложенный ассортимент удовлетворит любой вкус.
«Сейчас настал традиционный сезон игристых вин, – говорит Татьяна Авдеева. – По нашим наблюдениям, петербуржцы отдают предпочтение итальянским игристым винам, на втором месте вкусовых предпочтений – вина Новой Зеландии. Кроме того, сейчас на рынке появились интересные предложения от российских производителей».
«Лидеры продаж в предновогодний период – это традиционно водка и игристые вина, – подтверждает Вениамин Грабар. – В первом случае потребитель отдает предпочтение отечественным напиткам, которые не только обладают высоким качеством, но и выделяются ярким оформлением. Например, популярны специальные новогодние релизы известных водочных брендов. Среди игристых вин, как и прежде, отлично продается просекко, но в последние годы к нему стала приближаться испанская кава благодаря тому, что на рынке появились качественные варианты по доступной цене. Это игристое вино сделано классическим методом – то есть тем же способом, что и шампанское в Шампани».
Чтобы не испортить Новый год, эксперты рекомендуют закупаться в проверенных местах – федеральных и локальных сетях, крупных гипермаркетах и супермаркетах, специализированной рознице. Отдельным пунктом выделяют винотеки, где можно получить не только широкий выбор, но и грамотную консультацию от профессиональных кавистов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (6821) от 07.12.2020 под заголовком «Праздник наедине с бокалом».
Комментарии