Игристое на экспорт. Как в России возрождают виноделие

В северной столице прошел международный конгресс «Дни российских вин», который собрал отечественных и зарубежных виноделов, сомелье, дистрибьюторов, представителей розничных сетей и экспортеров из РФ и стран Европы. В рамках мероприятия состоялась закрытая сравнительная дегустация вин российского и зарубежного производства, иллюстрирующих наиболее актуальные тренды мировых потребительских предпочтений. По итогам слепой дегустации, в которой приняли участие ведущие эксперты из России и Европы, по параметрам качества российские вина выиграли у импортных образцов со счетом 4:2.

Игристое на экспорт. Как в России возрождают виноделие | ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Ценник с понижением

Продажами вина, особенно отечественного, Россия в последние годы похвастать не может. В результате повышения акцизных ставок, удорожания импортного сырья, тары, а также этикеток и пробок ценник на наши вина предательски полз вверх, что не совпадало с финансовыми возможностями потребителей. За 2014 - 2018 годы цена реализации вина в России выросла на 37,2% (с 314 до 431 рубля за литр). Как следствие, если в 2014 году в среднем россиянин потреблял 9,7 литра вина, то в 2018-м этот показатель снизился до 8,3 литра. И не факт, что речь идет о потреблении качественного вина.

С 1 января 2020 года вступит в действие новый закон, в соответствии с которым опять увеличатся акцизы на вино и шампанское, причем без классификации на российскую и зарубежную продукцию. А именно: акциз на обычные тихие и фруктовые вина в новом году составит 31 руб. за литр, на игристые вина (шампанское) - 40 руб. за литр.

Если бы поправки не утвердили, то, согласно действующему Налоговому кодексу РФ, ставка акциза на тихие вина в 2020 году была бы 19 рублей за литр. При этом ставка акциза на отечественные вина с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП) составила бы 5 рублей. На обычное шампанское - 37 рублей за литр, а на отечественное с ЗГУ и ЗНМП - 14 рублей за литр.

Что же изменили?

Государство вводит акциз на виноматериалы, которые используются при производстве вина, и акциз на виноград. Для виноматериалов ставка акциза на 2020 год составит 31 рубль за литр. А на виноград, используемый для производства вина, шампанского, ликерного вина, спиртных напитков, изготовленных по технологии полного цикла, - 30 руб. за тонну. Акциз на перечисленную продукцию будет увеличиваться каждый год на 1 рубль до 2022 года.

На этот раз вместе с повышением акциза чиновники предложили новый механизм, который, по их мнению, должен поддержать отечественных производителей. А именно: компании, которые делают напиток из российского винограда, получат налоговый вычет. Таким образом, импортное вино и вино, сделанное в России из импортных виноматериалов, может подорожать в пределах 10%. А вот отечественные вина, сделанные из российского винограда, наоборот, должны подешеветь благодаря компенсирующему действию налогового вычета.

Ранее наши виноделы постоянно жаловались, что им невыгодно самим растить виноград, так как продукция получается слишком дорогая и проигрывает той, которая лишь разливается в России из дешевых импортных виноматериалов.

Что будет с ценами и качеством на самом деле, покажет время. Ведь в России очень много компаний, которые используют в производстве импортный виноматериал хорошего качества, и, по мнению некоторых экспертов, новые правила станут для таких предприятий катастрофой, что негативно отразится на состоянии всего рынка.

Игристый бум

Пока же, несмотря на то что в течение последних десяти лет легальный рынок алкогольной продукции в России сокращает объемы производства (выпуск ликероводочных изделий и другой крепкой алкогольной продукции снизился на 24%, слабоалкогольной продукции - на 84, пива - на 32%), производство вина, наоборот, увеличилось на 13%.

Это связано с восстановлением и расширением виноградников, которые были массово уничтожены ранее. Также на статистике отразилось присоединение Крыма с его виноградными угодьями.

Минэкономразвития прогнозирует и дальнейший рост производства вина в России. К 2024 г. его выработка должна увеличиться до 771 млн литров (на 2019 г. прогноз составляет 715,7 млн литров против 697,8 млн литров в 2018 г.). Производство шампанских и игристых вин к 2024 г. вырастет до 139,1 млн литров (в 2019 г. будет выработано 129,1 млн литров против 124,4 млн литров в 2018 г.).

В списке крупнейших отечественных виноделов - петербургские «Игристые вина», «Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино», «Фанагория», Дербентский завод игристых вин, Инкерманский завод марочных вин, «Массандра», «Таманская винная компания - Кубань» и др.

По данным сайта kartoteka.ru, ООО «Инкерманский завод марочных вин» зарегистрировано в Севастополе (город Инкерман), ул. Малиновского, д. 20. Уставный капитал - 380 443 957,88 руб. Доля вклада - 100% АО «Оптима».

По данным того же сайта kartoteka.ru, ООО «Фанагория» зарегистрировано в Краснодаре, ул. Имени Калинина, д. 83, литера Ж, помещение 19. Микропредприятие.

Диковинка из России

Специалисты Министерства экономического развития РФ на ближайшую пятилетку не прогнозируют ни роста, ни сокращения импорта вина в нашу страну. В 2019 году в Россию будет завезено 255,6 млн литров вина и 50,3 млн литров шампанского.

Что касается экспорта российского вина, то на сегодня он не превышает 1% от производимого объема. Несмотря на то что Минэкономразвития особой динамики в экспорте отечественных вин не прогнозирует, наши виноделы делают ставку на экспорт своей продукции. Однако, учитывая жесточайшую конкуренцию на европейском рынке вина, это достаточно сложно.

О существовании российского вина за рубежом не знают, хотя есть исключения. Наши вина уже продаются в некоторых странах Европы, в том числе в ресторанах, отмеченных звездами «Мишлен», винных бутиках, магазинах крупной торговой сети Carrefour. Российское вино с интересом дегустируют и в Бельгии.

«Несмотря на то что бельгийский винный рынок перенасыщен, за прошлый год мы импортировали в эту страну три контейнера русских вин от четырех производителей. В ближайшей перспективе число поставщиков увеличится до 10 - 12», - рассказал сомелье основатель бельгийской компании Star2Taste Димитрий Бонте.

По его мнению, российское вино - это нишевый продукт, который может выиграть в конкурентной борьбе за счет аутентичности и новизны. Для Востока наше вино интересно с точки зрения натуральности. А Запад, уставший от классики, оно удивит новизной, поскольку нынешние российские виноделы имеют возможность организовать свои виноградники с учетом новых технологий. Конечно, логичнее предлагать нашу продукцию в странах, где не производят своего вина. К примеру, для игристых вин есть потенциал в Африке. Хорошо продаются российские вина в Китае, но в этом случае речь идет о тихих винах, игристые китайцы не воспринимают.

#алкоголь #вино #экспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (6579) от 02.12.2019 под заголовком «4:2 в пользу наших вин».


Комментарии