Потомки царственной диаспоры. Как в России появился грузинский гусарский полк

Имеретинский царевич Александр Багратиони, друг юного Петра по Потешному полку, а впоследствии его сподвижник, принимал участие в битвах со шведами, а в 1697 году ездил вместе с Петром в составе Великого посольства в Западную Европу. Царевич за границей изучал военную технику и артиллерийское дело, и Петр I назначил его «начальником пушкарского дела», установив для Багратиони специальное звание — генерал-фельдцейхмейстер артиллерии. Но в Петербурге Александру Арчиловичу не довелось побывать — с 1700 по 1711 гг. он находился в плену у шведов. А первым из грузин в Петербург прибыл князь Заал, хлопотавший о выкупе Александра.

Потомки царственной диаспоры. Как в России появился грузинский гусарский полк | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В тридцатых годах XVIII в. служба грузин в русской армии приобретает массовый характер. В 1738‑м 87 грузин обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой принять их на службу и образовать грузинский гусарский полк. Через пятнадцать лет численность грузинского полка достигла 600 человек. История донесла до нас имена почти всех грузин, приехавших в столицу, так как это были цари и царицы, князья и княгини, члены их семей, дети и внуки. Все они были эмигрантами.

Эмиграция из Грузии в XVIII — начале XIX века — частично добровольная, частично принудительная — прошла четырьмя волнами. В 1724 году в Россию прибыл грузинский царь Вахтанг VI с семьей и свитой в 1,2 тыс. человек, часть переселенцев обосновались в Москве, часть — в Петербурге. Здесь осели дипломат Борис (Баадур) Туркестанишвили и младший брат царя Вахтанга царевич Симон. В Александро-Невской лавре в 40‑х годах XVIII в. были захоронены много именитых грузин. Грузинское поселение в Петербурге стало в те годы настолько значительным и деятельным, что при Академии наук была организована грузинская типография.

После присоединения Грузии к России в 1801 году началась самая многочисленная волна эмиграции грузин в Россию, теперь главным образом в Петербург. Первыми прибыли высланные из Грузии члены царствовавшего дома и знать, недовольная потерей политической независимости. Грузинские царевичи были встречены в столице с пышностью и почетом. Правительство России, желая расположить к себе царскую династию, поощряло их подарками, высокими постами, чинами и орденами, капиталами для приобретения недвижимости и поместий, дети поступали в привилегированные учебные заведения для аристократов. Грузинская колония постепенно расширялась и укреплялась. К 1842 году в Петербурге насчитывалось более полусотни членов грузинского царского дома. Они были высланы из Грузии пожизненно, но их дети также оставались жить в столице, хотя их возвращению на историческую родину никто не препятствовал.

Грузины славно служили в русской армии. Имена многих военачальников вошли в историю Петербурга и России. Достаточно упомянуть Петра Багратиона, который в Отечественную войну 1812 года был главнокомандующим 2‑й армией и героически погиб в Бородинском сражении.

Кроме членов родовитых грузинских домов в Петербурге жили и выехавшие с ними крепостные, другие зависимые люди. В XIX в. после отмены крепостного права грузинская колония стала пополняться молодежью, направлявшейся в столицу на учебу. Таким необыкновенным образом родилась в Петербурге грузинская диаспора, поначалу состоявшая из царственных особ. Выходцы из кругов феодальной аристократии в большинстве своем были людьми просвещенными, из них сформировался определенный слой петербургской интеллигенции. В разных областях литературы, науки, искусства, медицины грузинская интеллигенция добилась заметных успехов. Известны имена поэтов, ученых, врачей, артистов, которые обогатили культуру, науку и производство Северной столицы, прославив наш город. Например, Николай Баратов (Бараташвили) стал одним из первых рекордсменов в области полетов на аэростате. Петр Багратион открыл способ извлечения золота из руд путем цианирования. В советское время ярким светом зажглись грузинские звезды в балете (Вахтанг Чабукиани), в театральном искусстве (Георгий Товстоногов, Темур Чхеидзе). В наши дни в городе плодо­творно трудятся более ста известных грузинских ученых, артистов, культурных и общественных деятелей.

Последняя советская перепись населения 1989 года проходила в новой социально-политической атмосфере. Это был период перестройки и начала возрождения национальных диаспор. Переписью в городе были зарегистрированы около 8 тыс. грузин.

Грузинской диаспоре Петербурга выпали нелегкие испытания, связанные с грузино-абхазским конфликтом 1991 – 1992 гг., когда к нам из Абхазии устремились грузинские беженцы. Петербургские грузины не могли не помочь своим соотечественникам. В 1992 году было организовано Санкт-Петербургское грузинское землячество, которое возглавил Бадри Какабадзе. При активном содействии этого землячества и Ассоциации культурного и делового сотрудничества с Республикой Грузия около 2 тыс. беженцев получили местную прописку и стали гражданами России, а 8 тыс. получили статус беженца.

В 1994 году на Невском проспекте открылось консульство Республики Грузия, которое на первых порах работало чуть ли не круглосуточно. Надо было не только устроить приезжающих, но и узаконить их проживание в Северной столице, помочь найти работу, устроить детей в школу. Дети из семей беженцев в большинстве своем не знали русского языка и учиться в обычных школах не могли. Тогда грузины создали две школы для ребят из Абхазии: в 1995 году — на Кирочной улице, где учились 180 детей, в 1997‑м — еще и на проспекте Энгельса. Преподавание в них велось на грузинском языке и по программам Грузии. Дети изучали грузинскую культуру, историю своей родины, обучались танцам и пению. В городе возникли замечательные детские ансамбли. Грузинские танцевальные коллективы до сих пор радуют петербургских зрителей своим искусством. Образование в грузинских школах в Петербурге получили около 400 детей вынужденных переселенцев. Многие из них поступили в российские и грузинские вузы.

В 1993 году грузинскому приходу передали замечательный храм Шестоковской иконы Божией Матери на Старорусской улице, который был отреставрирован всем миром и освящен через десять лет. Грузины, жившие в Северной столице со дня ее основания, продолжают здесь жить и трудиться, отдавая любимому городу свой ум, талант, свои силы.


#народы #люди #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7268) от 04.10.2022 под заголовком «Ирина СЕЛИВАНОВА».


Комментарии