«Горные люди». Как в Петербурге поселились чуваши

В XVIII веке чуваши прибывали на строительство Санкт-Петербурга принудительно — по указу Петра, в XX веке они ехали на север добровольно. Первые массовые переселенцы из Чувашии появились здесь сразу после освобождения города от фашистской блокады, последние — в 1970‑е и 1990‑е годы.

«Горные люди». Как в Петербурге поселились чуваши | На чувашском празднике земледелия «Акатуй» каждому гостю подносят кружку пива,  а также раздают пироги и сладости. Обильное угощение, по представлениям чувашей, должно способствовать такому же обильному урожаю в будущем./Фото Антона АПОСТОЛА/ТАСС

На чувашском празднике земледелия «Акатуй» каждому гостю подносят кружку пива, а также раздают пироги и сладости. Обильное угощение, по представлениям чувашей, должно способствовать такому же обильному урожаю в будущем./Фото Антона АПОСТОЛА/ТАСС

В послевоенное время обезлюдевшим Ленинграду и области не хватало рабочих и крестьянских рук. Нужно было восстанавливать и кормить город. Вот тогда и появились у нас «горные люди» — так еще в XV в. называли булгаро-чувашей, которые, спасаясь от насильственной исламизации, перебрались на правую — горную — сторону Волги.

Непаханые поля, разрушенные и пустующие села и города, сожженные дома увидели приехавшие по оргнабору выходцы из Чувашии на многострадальной ленинградской земле, освобожденной от фашистов бойцами Ленинградского и Волховского фронтов. Кстати, в составе этих фронтов и Балтийского флота воевали 15 тыс. уроженцев Чувашии, 5 тысяч из них погибли в боях за Ленинград, 300 захоронены на Пискаревском кладбище. Благодарные земляки-потомки разыскали их имена — мемориальная доска в честь защитников Ленинграда, выходцев из Чувашии, установлена на Пискаревском мемориальном кладбище.

Послевоенные переселенцы стали обустраиваться. В селах появлялись улицы и кварталы, заселенные чувашами. Они выращивали овощи и скот, продукцию отправляли ленинградцам.

Они находили в городе своих земляков, переживших блокаду, старались им помочь. Бывшие студенты, приехавшие в Ленинград учиться еще в 1920‑е гг., рассказывали вновь прибывшим о традициях ленинградских чувашей. О том, как в Доме Востока на Садовой улице в 1930‑е годы работал самодеятельный танцевальный чувашский коллектив, что была школа, выпускалась газета. Все закончилось в 1937 году, когда национальные объединения были запрещены.

А через полвека они вновь стали появляться в нашем городе. В феврале 1992 г. на антресоли Зоологического музея на Университетской набережной собрались 11 ученых чувашского происхождения: профессор, два доктора наук, кандидаты, доценты, а также военные высоких рангов. Они учредили Культурный центр чувашского землячества. Председателем был избран профессор Михаил Козлов, известный исследователь насекомых (им описаны 700 видов новых для науки насекомых, изданы десятки книг и учебников). Разработать устав организации взялся профессор Алексей Иезуитов. Алексей Николаевич с 1970‑х годов работает в Институте русского языка и литературы РАН (Пушкинском Доме), был и заместителем директора ИРЛИ по науке, и директором. Недавно известный ученый отметил свое 90‑летие.

Знаменит наш город не только чувашской интеллигенцией, но и выдающимися чувашскими овощеводами. Известным местом, где компактно работают чуваши, стала фирма, снабжающая горожан свежими овощами. В ней трудятся выпускники Вурнарского сельского профтехучилища Республики Чувашия.

Особенным для петербургских и ленинградских чувашей был 2001 год, когда отмечали 450‑летие добровольного вхождения Чувашского края в Российское государство.

Прибыло в Москву в 1551 г. посольство во главе с Магметом Бозубовым и Ахкубеком Тогаевым. Они с товарищами «государю били челом ото всея Горние стороны… чтобы царь воевати их не велел». Накануне этих событий Иван IV посылал против Казани ратных людей, и чувашская земля частично была освобождена от ханских ­войск. Царь приказал взять горных людей в подданство «к своему свияжскому городу», отделив правобережные районы от тех, которые находились под правлением хана. Чуваши начали «присягать и град делати».

Некоторые из петербургских чувашей в разные эпохи вошли в историю города и получили всемирную известность. Так, например, архимандрит Русской православной церкви Иакинф Бичурин стал одним из основоположников российской синологии, всемирно известным китаеведом, автором первых словарей и многих книг о Китае. А знаменитая решетка Летнего сада была создана помощником архитектора, чувашом Петром Егоровым, работавшим вместе с Фельтеном. По проекту Егорова был также построен храм Рождества Христова на Песках…

Полтысячелетия с Россией и почти три века с Петербургом. Переписью населения (2010 г.) в городе зафиксированы почти 9 тыс. чувашей, а вместе с живущими в Ленинградской области — около 16 тысяч. Большинство из них христиане, но есть и мусульмане.

При этом и те и другие отмечают языческие праздники — в этом народе сильна любовь к земле и природе.

В Больших Колпанах Гатчинского района проживают около трех десятков чувашских семей. Они занимаются сельским хозяйством, выращивают скот. Места под Гатчиной привольные — чем‑то напоминают Чувашию. Именно здесь впервые в 1994 г. прошел языческий праздник «Акатуй» — «свадьба плуга и земли» (для гуляний выбрали живописную поляну на землях местного фермера-чуваша). С тех пор «Акатуй» отмечается ежегодно в мае, когда закончится посевная. Он проходил также в парках «Екатерингофка» и «Малиновка», в поселке Сусанино и в Мурине… На праздник съезжаются чуваши из Петербурга, из Шушар, Невской Дубровки, Волхова, где компактно проживают бывшие переселенцы.

На «Акатуе» вы можете услышать единственный живой язык булгарской группы тюркского языка. Из 1,6 млн чувашей, живущих в России, больше 1,3 млн знают родной язык.

Чувашский народ очень талантливый, — говорит председатель Чувашского культурного центра Владимир Живов. — Первый наш ансамбль «Нарспи» сменили фольклорный коллектив «Парне» и творческий дуэт «Иван и Алиса». Кроме знаменитого Анатолия Рыбкина, члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника РФ и народного художника Чувашской Республики, в Петербурге учатся и творят более 40 художников из Чувашии. В прошлом году мы собрали три сотни их работ и организовали выставку в Чебоксарах. Это стало большим событием для республики. Из Чувашии мы привозим профессиональные театральные коллективы и ансамбли. Мы слышим родную речь и песни, и это помогает молодежи не забывать родной язык.

#Чувашия #народности #этнос #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7208) от 12.07.2022 под заголовком ««Горные люди» и их высоты».


Комментарии