Посторонним вход воспрещен. Можно ли проводить экскурсии в жилых домах?

5 июля в «Санкт-Петербургских ведомостях» был опубликован материал «Воланд из Толстовского дома». Речь шла о частном музее, в котором собраны документы и предметы, рассказывающие об истории этого знаменитого гигантского здания, имеющего сразу два адреса: улица Рубинштейна, 15 – 17, и набережная реки Фонтанки, 54. Музей и легендарные дворы-колодцы Толстовского дома – известные туристические объекты. Здесь часто собираются большие группы «чужаков», а жители дома, ставшие инициаторами создания музея, проводят экскурсии.

Посторонним вход воспрещен. Можно ли проводить экскурсии в жилых домах? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Эта публикация до сих пор является предметом горячего обсуждения. Разброс мнений огромен: от стопроцентной поддержки до полного неприятия.

Особенно рьяные противники частных экскурсий из ряда домов объединились и направили петицию на всероссийский портал РОИ («Российская общественная инициатива»). Граждане считают, что такие экскурсии нарушают права жильцов на комфортное и безопасное проживание в доме. Множество претензий к туристам. Они якобы курят, ругаются, мусорят.

К тому же авторы петиции утверждают, что свободный проход в парадные приводит к тому, что наркоманы оставляют закладки на лестничных площадках, под батареями и косяками дверей. Приведен и конкретный пример: в доме Бака на Кирочной улице кто-то (авторы петиции намекнули, что, мол, из экскурсантов) обрезал силовой кабель, что привело к обесточиванию дома.

Признаться, в подробности, приведенные в этом рассказе, верится с трудом. Тот, кто пришел любоваться великолепным двором дома Бака, вряд ли будет ругаться. Ясно одно: некоторые граждане против и у них на то есть свои причины. Они предлагают на региональном уровне запретить экскурсии в жилых домах, обеспечить охрану парадных правоохранительными органами, штрафовать туристов, которые все же проникают в дома и дворы. А еще: обязать муниципальные власти финансировать установку ворот и охранных переговорных устройств.

Чтобы инициатива была рассмотрела властями, необходимо 100 тысяч поданных за нее голосов. Но, похоже, инициаторам не удалось убедить горожан в своей правоте. Вторая половина июля: 19 голосов за, 11 –  против. Правда, голосование продлится аж до 24 июня следующего года, но кое-какие выводы можно сделать уже сейчас.

Очевидно, что чаще всего экскурсии по дому проводят... сами его жители. Они открывают ворота и двери. Ведь те же дворы Толстовского дома не просто закрыты, но и охраняются. Прямо перед входом установлена будка, в которой круглосуточно находится дежурный.

–  Куда идете? К кому?..

И при этом множество туристических сайтов сулят прекрасную экскурсию –  «можно с детьми» –  не только по дворам-колодцам, но и по парадным великолепного здания. Отдельно стоит сказать, что подобные туристические мероприятия –  штука платная. Цена экскурсии колеблется от 300 до 900 рублей с посетителя. Разумеется, и экскурсия, и ее стоимость неофициальны.

То же и в доме Бака, и во многих других жилых домах Петербурга.

Между прочим, двор дома Бака (жители которого, похоже, и написали петицию на РОИ) признан аварийным. Это подвесной двор. То есть прямо под асфальтом находится подвал, служивший изначально местом хранения угля и всякой дворницкой амуниции. Теперь перекрытия, на которых лежит асфальт, обветшали. Автомобилям сюда въезд уже запрещен, а экскурсии –  иногда многолюдные –  ходят часто. К тому же со знаменитой галереи, проходящей над двором на уровне второго этажа, время от времени отваливаются куски штукатурки. Но явная опасность не останавливает любопытствующих.

Центр Петербурга –  зона туристов. Это реальность. Причем туристами зачастую становятся сами петербуржцы, живущие в других районах. Имеют ли они право видеть исторические красоты? Ответ очевиден. Конечно, да.

В исторических зданиях живут люди. Имеют ли они право на спокойствие и уединение? Ответ тоже очевиден.

Главный вопрос: как соединить эти две очевидности? И на него сегодня не может ответить ни один туристический центр в мире. Всемирный совет по туризму и путешествиям составил так называемый индекс «Пункт назначения 2030». Цель –  понять, насколько туристы мешают жить местному населению, насколько они вторгаются в личную жизнь горожан. В этом смысле, как выяснилось, хуже всего обстоят дела в Амстердаме, Праге, Сан-Франциско и Торонто. Так, жители Сан-Франциско жалуются, что туристы забираются во дворы частных домов ради сэлфи. И все приходят к выводу, что в город можно пускать только воспитанных людей... Легче сказать!

В некоторых туристических центрах муниципальные власти пытаются как-то снизить туристическую нагрузку, помочь своим гражданам справиться со стрессом. Так, власти Праги запретили по ночам езду на электросамокатах и работу «пивных велосипедов» –  передвижных лавок, помогающих туристам напиваться. В Стокгольме жителям Гамла Стана посоветовали... терпеть. Правда, здесь строго соблюдают время работы ресторанов и лавок. А потому ночами все же тихо и спокойно: редкие туристы прогуливаются «на цыпочках». Еще стокгольмская деталь: руководство здешней коммуны (по-нашему –  муниципалитета) компенсирует жителям центра часть платы за электричество. Дело в том, что, по старинной традиции, исторический центр освещается не фонарями, а лампами, которые стоят во всех окнах.

Что же могут сделать петербургские власти, чтобы помочь жителям своего центра? Очевидно, стоит серьезно поговорить и об электронном грохоте музыкантов, и о круглосуточных уличных ресторанах, и, разумеется, о посещении туристами жилых домов.

#архитектура #исторические дома #экскурсии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6973) от 26.07.2021 под заголовком «Посторонним вход воспрещен?».


Комментарии