Подземная стройка. До 2045 года в Петербурге могут открыть 57 станций метро

Новая компания по строительству подземки в Петербурге – АО «Метрострой Северной столицы» – заключила государственный контракт с городом и приступила к работе. В соответствии с документом, ей предстоит освоить 602,7 миллиарда рублей. Такова сумма первого контракта. Между тем проектировщики обновили программу сооружения линий и станций петербургского метрополитена сроком до 2045 года. В перспективном плане фигурирует почти шесть десятков станций, однако до открытия первых новых вестибюлей нужно подождать три года.

Подземная стройка. До 2045 года в Петербурге могут открыть 57 станций метро | Фото Анатолия МЕДВЕДЯ/ТАСС

Фото Анатолия МЕДВЕДЯ/ТАСС

Как уже сообщала наша газета, по распоряжению председателя правительства РФ Михаила Мишустина «Метрострой Северной столицы» (МСС) получил статус единственного поставщика услуг по проектированию, строительству и ремонту объектов подземки в Петербурге. Теперь заключать договоры с этой компанией городские власти могут без конкурса. Что и было сделано: контракт на строительство 37 объектов метро общей стоимостью более 600 миллиардов рублей был заключен.

Договор станет реализовываться в соответствии с выделенными суммами по годам. В частности, на 2022-й в городском бюджете на строительство метро заложено 28,3 миллиарда рублей. Практически все сотрудники прежнего «Метростроя» оформили перевод в новую компанию и теперь, когда контракт заключен, приступили к работе. Хотя некоторые операции по поддержанию тоннелей и строящихся станций в безаварийном состоянии проводились и до этого. Как известно, открытие первых новых станций запланировано на 2024 год, – пояснила нашей газете руководитель пресс-службы МСС Александра Саблина.

Речь идет о двух вестибюлях новой, шестой, линии подземки – «Казаковская» и «Путиловская», а также о станции четвертой ветки «Горный институт». Все эти станции планировались к открытию гораздо раньше, в частности, вестибюль метро у Горного университета на Васильевском острове должен был появиться еще в 2019 году. Однако известные события – банкротство ОАО «Метрострой» и следствие в отношении его руководителей и совладельцев (семьи Александровых) – на несколько лет застопорили строительство подземки в нашем городе. Теперь в истории метрополитена наступает, будем надеяться, новая эпоха – с компанией, 65-процентный пакет акций которой находится во владении города, а не в частных руках.

К началу работы АО «Метрострой Северной столицы» специалисты проектного института «Ленметрогипротранс» обновили программу развития петербургской подземки на четверть века вперед – до 2045 года. В плане обозначено сооружение в течение этого срока 57 станций. И хотя часть из них дублирует существующие (являются вторым выходом действующих, например, «Балтийская» или «Василеостровская», или будут переходными на другую ветку, как та же «Путиловская», смежная со станцией «Кировский завод», или «Каретная», которую еще называют «Обводный канал-2»), такая цифра все равно впечатляет. Напомним, сейчас Петербургский метрополитен насчитывает 72 станции.

Больше всего станций будет открыто на двух новых линиях метро. Шестая, коричневая, ветка, о чем мы рассказывали нашим читателям, строится, причем проект двух первых ее станций подготовлен московскими специалистами.

К слову, конкуренция между проектными организациями, да и строительными компаниями, с каждым годом растет. Притом что у нас есть свой проектный институт с 75-летней историей – НИПИИ «Ленметрогипротранс» (согласно поисковику kartoteka.ru, в качестве ОАО «ЛМГТ» предприятие зарегистрировано в июле 1993 года, а ведет свое начало с 1946-го). Именно этот институт спроектировал весь ленинградский и петербургский метрополитен, но теперь хлеб у него начинают отбирать москвичи.

В области строительства подземки все выглядит проще. Хотя МСС имеет статус единственного поставщика услуг по сооружению и проектированию метро, в администрации города отмечают, что не все работы будут выполнять сотрудники «Метростроя Северной столицы». Более половины объема работ возьмут на себя субподрядные организации. Особенно, если финансирование станет нарастать. На будущий год метростроителям выделено в два с половиной раза больше денег, чем в нынешнем. Но 28 миллиардов не предел. Если разложить 600 млрд рублей, скажем, на ближайшие 10 или даже 15 лет, то понятно, что в будущем объем финансирования должен увеличиваться. Ожидается, что часть этих средств поступит из федерального бюджета.

Согласно разработанной «Ленметрогипротрансом» программе развития, на новой Красносельско-Калининской ветке вслед за двумя первыми станциями – «Казаковской» и «Путиловской» – будет построено еще 16 метровокзалов. Причем не в особо отдаленной перспективе, не через четверть века, а в два раза быстрее, к 2034 году. В первую очередь входят «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная», их планируют ввести в строй до 2029 года включительно. В результате этот участок шестой ветки свяжет по периферии три линии метро – красную, синюю и фиолетовую.

Как известно, именно окружных связей остро не хватает петербургскому метрополитену. Ситуацию коренным образом должна изменить прокладка новой кольцевой линии. Проектные разработки ее уже делаются, однако начать строительство подземного кольца планируют после завершения работ на коричневой ветке. По предварительным разработкам, на кольцевой будет построено 20 станций. Первые из них – «Лесная-2», «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Полюстровский проспект-2» – должны быть открыты в 2037 году. А «Петроградскую-2» и «Кантемировскую» введут в строй в 2045-м.

Представленный план разработчики и власти города рассматривают как программу-минимум. Впрочем, даже его осуществление заметно улучшило бы инфраструктуру общественного транспорта.

Когда планируют открыть ближайшую к вам станцию метро, можете узнать, заглянув в программу развития петербургского метро.

Невско-Василеостровская (зеленая) линия:

– «Туристская», «Планерная» – 2026 г.

– второй вестибюль «Василеостровской» – 2029 г.

Лахтинско-Правобережная (оранжевая) линия:

– «Горный институт» – 2024 г.

– «Театральная» – 2025 г.

– «Кудрово» – 2029 г.

– «Гавань», «Морской фасад» – 2030 г.

– «Новокрестовская-2», «Лахта», «Конная Лахта», «Юнтолово» – 2036 г.

Красносельско-Калининская (коричневая) линия:

– «Путиловская», «Казаковская» – 2024 г.

– «Броневая», «Заставская», «Боровая», «Каретная» – 2029 г.

– «Лиговский проспект-2», «Знаменская», «Суворовская-1» – 2030 г.

– «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе», «Сосновая Поляна» – 2032 г.

– «Смольный», «Полюстровский проспект-1», «Бестужевская», «Пискаревка» – 2033 г.

– «Ручьи» – 2034 г.

Фрунзенско-Приморская (фиолетовая) линия:

– «Шуваловский проспект» – 2028 г.

– «Магистраль № 31», «Каменка», «Коломяжская» – 2035 г.

Кировско-Выборгская (красная) линия:

– второй вестибюль «Балтийской» – 2028 г.

– «Александрино», «Проспект Маршала Жукова» – 2040 г.

Кольцевая линия:

– «Лесная-2», «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Полюстровский проспект-2» – 2037 г.

– «Большеохтинская-2», «Ладожская-2», «Дальневосточный проспект» – 2039 г.

– «Елизаровская-2», «Фарфоровская», «Международная-2», «Витебский проспект», «Парк Победы-2», «Броневая-2», «Нарвская-2» – 2043 г.

– «Двинская-2», «Большой проспект-2», «Василеостровская-2», «Спортивная-2» – 2044 г.

– «Петроградская-2», «Кантемировская» – 2045 год.

#Петербургский метрополитен #метро #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7048) от 11.11.2021 под заголовком «Подземные миллиарды».


Комментарии