Подводный мусор. Что лежит на дне петербургских прудов?

Стоя на берегу какого‑нибудь городского водоема, вокруг которого кипит жизнь, невольно думаешь: сколько там на дне мусора? Что ж, есть такие пруды-озера, где его немало. Сотрудники петербургского отделения Русского географического общества (РГО), которые обследуют их вместе с аквалангистами, знают об этом не понаслышке. Так, на днях они совершили погружение в Среднее Суздальское озеро — в то время как чиновники вместе с главой администрации Выборгского района приводили в порядок прибрежную зону. И не прошло десяти минут, как один дайвер поднял со дна покрышку, а второй начал извлекать разный бытовой хлам.

Подводный мусор. Что лежит на дне петербургских прудов? | ФОТО автора

ФОТО автора

Водоемы в черте города петербургские «географы» опекают больше десяти лет. Опускаясь на дно рек и прудов, их партнеры-дайверы на первых порах обнаруживали там значительный «бескультурный слой». Да ладно бы только в отдаленных от центра прудах — так нет же, у Петропавловской крепости или, скажем, на дне Крюкова канала тоже.

Но в последние годы столь удручающей картины не наблюдается, отмечает Ярослав Гладышев, инструктор центра обучения дайвингу G-Dive. Может, горожане стали меньше выбрасывать в воду мусор, а может, просто не натыкаются пока на такие «грязные» места.

Прошлым летом в программу очистки водных объектов РГО вошли Верхнее Суздальское озеро, безымянные острова под Большим Петровским мостом на Малой Невке и остров Кильпола на Ладоге — одна из туристских стоянок. Вот по этому Суздальскому озеру, где в жару загорают много людей, и можно судить о том, что водо­емы (по крайней мере некоторые из них) становятся почище.

«Навещая озеро чуть ли не каждый год, мы это видим, — говорит Александр Ингилевич, секретарь комиссии географии океана петербургского отделения РГО. — Тем не менее неизменно туда возвращаемся. Ведь мы не только стремимся сделать водоемы чище — наши мероприятия играют и просветительскую роль: видя, что мы работаем там с волонтерами, горожане стараются не оставлять после себя мусор».

А вот на озеро, что по соседству, «чистильщики» вышли впервые. И не для того, чтобы прочесать сразу все его дно: команда РГО решила провести там разведку и, осмотревшись, вскоре туда вернуться, пригласив нужное количество дайверов.

Это не первый их объект нынешнего сезона. В начале июня Александру и его соратникам предложили присоединиться к экологической акции, которая прошла на пруду в Яблоневом саду (угол улиц Турку и Белградской).

Среднее Суздальское озеро меньше своего ближнего «собрата», но безликим его не назовешь. Оно получило известность благодаря находящемуся у его берега спортивному комплексу, который связан с вейкбордингом. Любители водных видов спорта раскатывают там, уцепившись не за катер, а за «шустрый» трос, свисающий с большой металлической мачты. В советское время это место было известно далеко за пределами Ленинграда: здесь проходили международные соревнования по подводному ориентированию.

Ценителям старины этот водоем тоже известен. Возле него находится дача-особняк Густава ­Лесснера, яркий образец деревянного зодчества, построенный в стиле модерн (1890).

А многие петербуржцы облюбовали это озеро для летнего отдыха: небольшой участок его берега превращен в пляж. И хотя ­Роспотребнадзор не рекомендует купаться на всех трех озерах — вода там невысокого качест­ва, запрет не мешает горожанам так поступать (потому‑то рядом постоянно дежурят спасатели). А шашлычники приезжают туда отовсюду, несмотря на запрет, чтобы вкусить, так сказать, прелести жизни на свежем отдыхе — в живописном уголке города, у тихой воды.

«Видите, бетонные блоки, — показывает Владимир Шабаров, начальник отдела благоустройства Выборгского района. — Когда их тут не было, автомобилисты, невзирая на запрещающий знак, ехали на пикник прямо к озеру. Представляете, сколько мусора после них оставалось в теплые дни?!»

Да и вокруг Верхнего озера в такие дни волонтеры собирали, бывало, около ста мешков мусора. Теперь — меньше. По словам главы администрации Выборгского района Виктора Полунина, одна из подрядных организаций то и дело наводит здесь порядок. Кроме того, весной и осенью (не считая общегородских субботников) местная власть проводит в этих местах экологические акции, привлекая для уборки молодежь.

На сегодняшний день территории у Суздальских озер благо­устроены в разной мере. У Нижнего (Большого), скажем, набережные обустроены со стороны Староорловской и Петровской улиц (западная и юго-восточная части озера). А на Среднем приведен в порядок небольшой участок берега и появилась, повторим, пляжная зона.

Вернуться к этому объекту в текущем году районной администрации не удалось — был риск, ожидая финансирование, не уложиться в агротехнический сезон. Но в 2023‑м на благоустройство рекреационных зон она собирается получить вдвое больше средств, около 200 млн рублей. И тогда после двухлетних работ (2023 – 2024 гг.), добавил Шабаров, на более широком прибрежном участке этого озера появятся пешеходные дорожки, беседки и скамейки, которые будут освещать фонари…

Между тем «средне-суздальская» рекогносцировка принесла свои плоды: водолазы доставали со дна то потонувшую ласту, то пластиковые бутылки. А мешки с мусором, который собрали сотрудники РГО, волонтеры-отдыхающие и приверженцы экологии из числа чиновников, грузовик тут же вывез на утилизацию.

На этом программа-2022 по очистке «географами» водных объектов, естественно, не закончится. Они побывают и на Среднем озере, и на островах под Пет­ровским мостом, над которыми взяли шефство: течение выносит туда, по направлению к Финскому заливу, много наплавного мусора, удерживаемого тростниками. А еще в планах — посетить‑таки Нижнее (Большое) Суздальское озеро и разведать бывшие карьеры, ставшие прудами, во Фрунзенском районе города.


#мусор #озеро #очистка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (7209) от 13.07.2022 под заголовком «Бескультурный слой».


Комментарии