Под угрозой выселения. Яхтсмены и власти Петербурга обсудили реконструкцию Петровской косы
Конференция «Развитие яхтенного туризма в Санкт-Петербурге» в штаб-квартире Русского географического общества, судя по ее анонсу, обещала быть весьма мирной. В ее рамках ожидалась презентация книги известного историка (и, кстати, давнего автора нашей газеты) Леонида Амирханова, посвященной 165‑летию Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, старейшего из ныне существующих в России. Выступления многочисленных гостей, представлявших как властные структуры, так и различные спортивные организации, должны были представить солидный туристический потенциал города и области. Но десятки людей, почти до отказа заполнивших исторический зал, явно пришли сюда не за этим.
ФОТО 50m. above on Unsplash
Нет, книга, конечно, всем понравилась. Красивое издание, серьезная большая работа. Автор получил заслуженные аплодисменты, и потом, в перерыве, книгу многие приобрели. С уважением также выслушали зампредседателя комитета по туризму Нану Гвичия, которая сообщила, что яхтенный туризм является одним из приоритетных направлений в нашем городе. По ее словам, в Петербурге работает 16 яхт-клубов и пять школ парусного спорта. А к 2030 году город будет обладать самой большой яхтенной мариной в Европе вместимостью почти тысяча судов. А директор Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Агентство внешнего транспорта» Геннадий Дедков добавил, что в нашей акватории имеется 24 городских причала, что тоже способствует развитию водного туризма. Еще несколько статусных гостей восхитились Петербургом и его уникальным водным ресурсом, обеспечившим ему славу яхтенной столицы России.
Благостная картина, однако, сохранялась недолго. А именно — до выступления директора региональной общественной организации (РОО) «Спортивный коллектив яхтсменов Санкт-Петербургского речного яхт-клуба» Никиты Бриллиантова. Он заговорил как раз о том, ради чего все собрались. По его словам, в Северной столице сегодня фактически всего три (!) действующих яхт-клуба. Из них самый большой и заслуженный (тот самый, о котором и написана вышеуказанная книга) сейчас, по сути, на грани исчезновения.
Собственно, саму ситуацию мы подробно описывали 18 июня в статье «Паруса уплывают в туман». В двух словах напомним: с тех пор как территория косы, находящийся на ней имущественный комплекс и прилегающая акватория отошли в ведение города в лице детской спортивной школы «Олимпийские надежды», яхтсмены внезапно оказались там «вне закона». Тех, кто провел здесь всю свою сознательную жизнь (а до них — еще несколько поколений таких же фанатов паруса), попросили «с вещами на выход». Причем буквально в несколько дней. Потом, правда, срок сдвинули до осени. Но на всякий случай школа подала на РОО иск в суд о принудительном выселении.
Для непосвященных поясним. Да, небольшие гоночные швертботы можно погрузить на грузовик и вывезти в какой‑нибудь ангар. Но в РОО — 54 большие крейсерские яхты. А вместе с другими, базирующимися здесь и тоже попадающими «под раздачу», набирается около 150 бортов. Необходимые принадлежности «крейсеров»: кран для подъема из воды, кильблоки (мощные, тонны полторы весом, опорные устройства) и рундуки для хранения яхтенного имущества. А у приличной яхты только одних парусов — штук двадцать, не говоря про массу другого оборудования. Такой переезд может растянуться на полтора-два месяца.
У государства, однако, есть весьма серьезный аргумент: территория готовится к реконструкции, со дня на день начнутся подготовительные работы, им ничто не должно мешать. Но какие, интересно, работы могут начаться, если нет еще никакого проекта — ни утвержденного, ни даже неутвержденного? Никакого!
В официальном письме директору РОО вице-губернатор Петербурга Николай Линченко сообщает, что пока подготовлена и согласована лишь концепция, в рамках которой «предусмотрены работы по строительству на Участке спортивной и тренировочной базы, эллингов, а также работы по приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия в целях дальнейшей эксплуатации указанной инфраструктуры для развития спорта высших достижений, массового спорта и развития клубного парусного движения…».
Между тем у яхтсменов по поводу этой концепции несколько иная информация. И ее в своем выступлении подтвердил президент Санкт-Петербургского парусного союза Владимир Любомиров. После реконструкции зоны зимнего хранения и самообслуживания (т. е. эллингов) на Петровской косе не будет. Техническим обслуживанием яхт будет заниматься специализированная организация. И совсем в другом месте. На Петровской косе останется лишь летняя стоянка.
В своих письмах в официальные инстанции яхтсмены обозначили необходимые требования к новой территории. Общая площадь — не менее 12 000 кв. метров; наличие канализации, электричества, холодного водоснабжения, причальной стенки с возможностью установки оборудования для спуска и подъема яхт; наличие подходных водных путей с гарантированной глубиной не менее 3 метров и защищенной гаванью. Наконец, немаловажное условие — транспортная доступность. Яхтсмены в большинстве своем где‑то работают или учатся, и для них важно успеть потрудиться на яхте в вечернее время. Есть и люди совсем пожилые (самому старшему — 95 лет!), которым дальняя дорога уже не по силам. В этом смысле Петровская коса — место абсолютно идеальное.
На свой запрос яхтсмены получили ответ временно исполняющего обязанности председателя комитета по градостроительству и архитектуре Павла Соколова: «В настоящее время в Петербурге территориальный ресурс земельных участков, отвечающих Вашим требованиям, свободных от имущественных отношений и иных обременений, не вовлеченных в инвестиционный процесс, практически исчерпан. Имеющиеся земельные участки расположены в периферийных районах Петербурга и не обеспечены необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой».
В своем выступлении на конференции Владимир Любомиров, правда, изложил последнее предложение городских властей: на два года яхтенный флот перебазируется в Горскую, а за это время для него оборудуют базу ремонта и зимней стоянки где‑нибудь на южном берегу Финского залива. Где конкретно, пока неясно.
Между тем, как утверждают яхтсмены, условий для базирования судов в Горской практически нет. Есть только причальная стенка, оставшаяся от строительства дамбы. Вокруг — дикий берег. Чтобы довести это место «до ума», по оценкам специалистов, нужно примерно 300 миллионов рублей. Естественно, у яхтсменов таких денег нет. И никто им их не даст. К тому же добираться туда очень сложно — по вечерам после работы или учебы уже не наездишься.
— Такой переезд означает смерть любительского яхтинга Петербурга, — уверенно заявляет Никита Бриллиантов. — Многие заслуженные, опытнейшие капитаны, отдавшие яхтингу всю жизнь, уже заявили, что будут вынуждены с ним завязать. А ведь это те люди, которые обеспечивали и обучение молодежи, и спортивную работу, и проведение массовых мероприятий. Неужели этот золотой фонд городу не нужен?! Более того, нам явно дали понять, что и в новой, после 2030 года, жизни Петровской косы нам там места не будет…
Возможно, эти страхи не обоснованы. Вышеуказанная концепция, как следует из официальных писем, предусматривает «создание физкультурно-спортивного и рекреационного кластера для нужд СПб ГБПОУ «Олимпийские надежды», Межвузовского студенческого яхтенного клуба, яхтсменов, жителей и гостей Петербурга». Трудно представить себе, как все это можно реализовать без опытных яхтсменов, хранящих многолетние традиции парусного спорта.
Яхтинг — это не просто увлечение, это школа жизни, мощный воспитательный ресурс. Санкт-Петербургский речной яхт-клуб сегодня вовлекает в свою орбиту около 10 тысяч человек. Они обеспечивают не только спортивные достижения (коим нет числа), но и массу городских мероприятий, и тот же самый столь необходимый городу яхтенный туризм. Терять этот ресурс было бы непростительной ошибкой. Потерю крейсерского парусного флота тоже ничем не компенсируешь — яхты, подобные тем, что достались нам от советских времен, сегодня стоят огромных денег, и приобрести их потом будет просто нереально.
По большому счету интересы города и яхтсменов сходятся. Нужно только найти общий язык. Сблизить позиции. Будем надеяться, что необходимый компромисс все‑таки будет найден.
Читайте также:
Торги в Фабричном посёлке. В Петербурге обсудили городскую программу приватизации на 2026 год
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7974) от 20.08.2025 под заголовком «Куда пойдут яхты?».





Комментарии