Под угрозой выселения. Яхтсмены и власти Петербурга обсудили реконструкцию Петровской косы

Конференция «Развитие яхтенного туризма в Санкт-Петербурге» в штаб-квартире Русского географического общества, судя по ее анонсу, обещала быть весьма мирной. В ее рамках ожидалась презентация книги известного историка (и, кстати, давнего автора нашей газеты) Леонида Амирханова, посвященной 165‑летию Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, старейшего из ныне существующих в России. Выступления многочисленных гостей, представлявших как властные структуры, так и различные спортивные организации, должны были представить солидный туристический потенциал города и области. Но десятки людей, почти до отказа заполнивших исторический зал, явно пришли сюда не за этим.

Под угрозой выселения. Яхтсмены и власти Петербурга обсудили реконструкцию Петровской косы | ФОТО 50m. above on Unsplash

ФОТО 50m. above on Unsplash

Нет, книга, конечно, всем понравилась. Красивое издание, серьезная большая работа. Автор получил заслуженные аплодисменты, и потом, в перерыве, книгу многие приобрели. С уважением также выслушали зампредседателя комитета по туризму Нану Гвичия, которая сообщила, что яхтенный туризм является одним из приоритетных направлений в нашем городе. По ее словам, в Петербурге работает 16 яхт-клубов и пять школ парусного спорта. А к 2030 году город будет обладать самой большой яхтенной мариной в Европе вместимостью почти тысяча судов. А директор Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Агентство внешнего транспорта» Геннадий Дедков добавил, что в нашей акватории имеется 24 городских причала, что тоже способствует развитию водного туризма. Еще несколько статусных гостей восхитились Петербургом и его уникальным водным ресурсом, обеспечившим ему славу яхтенной столицы России.

Благостная картина, однако, сохранялась недолго. А именно — до выступления директора региональной общественной организации (РОО) «Спортивный коллектив яхтсменов Санкт-Петербургского речного яхт-клуба» Никиты Бриллиантова. Он заговорил как раз о том, ради чего все собрались. По его словам, в Северной столице сегодня фактически всего три (!) действующих яхт-клуба. Из них самый большой и заслуженный (тот самый, о котором и написана вышеуказанная книга) сейчас, по сути, на грани исчезновения.

Собственно, саму ситуацию мы подробно описывали 18 июня в статье «Паруса уплывают в туман». В двух словах напомним: с тех пор как территория косы, находящийся на ней имущественный комплекс и прилегающая акватория отошли в ведение города в лице детской спортивной школы «Олимпийские надежды», яхтсмены внезапно оказались там «вне закона». Тех, кто провел здесь всю свою сознательную жизнь (а до них — еще несколько поколений таких же фанатов паруса), попросили «с вещами на выход». Причем буквально в несколько дней. Потом, правда, срок сдвинули до осени. Но на всякий случай школа подала на РОО иск в суд о принудительном выселении.

Для непосвященных поясним. Да, небольшие гоночные швертботы можно погрузить на грузовик и вывезти в какой‑нибудь ангар. Но в РОО — 54 большие крейсерские яхты. А вместе с другими, базирующимися здесь и тоже попадающими «под раздачу», набирается около 150 бортов. Необходимые принадлежности «крейсеров»: кран для подъема из воды, кильблоки (мощные, тонны полторы весом, опорные устройства) и рундуки для хранения яхтенного имущества. А у приличной яхты только одних парусов — штук двадцать, не говоря про массу другого оборудования. Такой переезд может растянуться на полтора-два месяца.

У государства, однако, есть весьма серьезный аргумент: территория готовится к реконструкции, со дня на день начнутся подготовительные работы, им ничто не должно мешать. Но какие, интересно, работы могут начаться, если нет еще никакого проекта — ни утвержденного, ни даже неутвержденного? Никакого!

В официальном письме директору РОО вице-губернатор Петербурга Николай Линченко сообщает, что пока подготовлена и согласована лишь концепция, в рамках которой «предусмот­рены работы по строительству на Участке спортивной и тренировочной базы, эллингов, а также работы по приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия в целях дальнейшей эксплуатации указанной инфраструктуры для развития спорта высших достижений, массового спорта и развития клубного парусного движения…».

Между тем у яхтсменов по поводу этой концепции несколько иная информация. И ее в своем выступ­лении подтвердил президент Санкт-Петербургского парусного союза Владимир Любомиров. После реконструкции зоны зимнего хранения и самообслуживания (т. е. эллингов) на Пет­ровской косе не будет. Техническим обслуживанием яхт будет заниматься специализированная организация. И совсем в другом месте. На Петровской косе останется лишь летняя стоянка.

В своих письмах в официальные инстанции яхтсмены обозначили необходимые требования к новой территории. Общая площадь — не менее 12 000 кв. метров; наличие канализации, электричества, холодного водоснабжения, причальной стенки с возможностью установки оборудования для спус­ка и подъема яхт; наличие подходных водных путей с гарантированной глубиной не менее 3 метров и защищенной гаванью. Наконец, немаловажное условие — транспортная доступность. Яхтсмены в большинстве своем где‑то работают или учатся, и для них важно успеть потрудиться на яхте в вечернее время. Есть и люди совсем пожилые (самому старшему — 95 лет!), которым дальняя дорога уже не по силам. В этом смысле Петровская коса — место абсолютно идеальное.

На свой запрос яхтсмены получили ответ временно исполняющего обязанности председателя комитета по градостроительству и архитектуре Павла Соколова: «В настоящее время в Петербурге территориальный ресурс земельных участков, отвечающих Вашим требованиям, свободных от имущественных отношений и иных обременений, не вовлеченных в инвестиционный процесс, практически исчерпан. Имеющиеся земельные участки расположены в периферийных районах Петербурга и не обеспечены необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой».

В своем выступлении на конференции Владимир Любомиров, правда, изложил последнее предложение городских властей: на два года яхтенный флот перебазируется в Горскую, а за это время для него оборудуют базу ремонта и зимней стоянки где‑нибудь на южном берегу Финского залива. Где конкретно, пока неясно.

Между тем, как утверждают яхтсмены, условий для базирования судов в Горской практически нет. Есть только причальная стенка, оставшаяся от строительства дамбы. Вокруг — дикий берег. Чтобы довести это место «до ума», по оценкам специалис­тов, нужно примерно 300 миллионов рублей. Естественно, у яхт­сменов таких денег нет. И никто им их не даст. К тому же добираться туда очень сложно — по вечерам после работы или учебы уже не наездишься.

Такой переезд означает смерть любительского яхтинга Петербурга, — уверенно заявляет Никита Бриллиантов. — Многие заслуженные, опытнейшие капитаны, отдавшие яхтингу всю жизнь, уже заявили, что будут вынуждены с ним завязать. А ведь это те люди, которые обеспечивали и обучение молодежи, и спортивную работу, и проведение массовых мероприятий. Неужели этот золотой фонд городу не нужен?! Более того, нам явно дали понять, что и в новой, после 2030 года, жизни Петровской косы нам там места не будет

Возможно, эти страхи не обоснованы. Вышеуказанная концепция, как следует из официальных писем, предусматривает «создание физкультурно-спортивного и рекреационного кластера для нужд СПб ГБПОУ «Олимпийские надежды», Межвузовского студенческого яхтенного клуба, яхтсменов, жителей и гостей Петербурга». Трудно представить себе, как все это можно реализовать без опытных яхтсменов, хранящих многолетние традиции парусного спорта.

Яхтинг — это не просто увлечение, это школа жизни, мощный воспитательный ресурс. Санкт-Петербургский речной яхт-клуб сегодня вовлекает в свою орбиту около 10 тысяч человек. Они обеспечивают не только спортивные достижения (коим нет числа), но и массу городских мероприятий, и тот же самый столь необходимый городу яхтенный туризм. Терять этот ресурс было бы непростительной ошибкой. Потерю крейсерского парусного флота тоже ничем не компенсируешь — яхты, подобные тем, что достались нам от советских времен, сегодня стоят огромных денег, и приобрести их потом будет прос­то нереально.

По большому счету интересы города и яхтсменов сходятся. Нужно только найти общий язык. Сблизить позиции. Будем надеяться, что необходимый компромисс все‑таки будет найден.

Читайте также:

Торги в Фабричном посёлке. В Петербурге обсудили городскую программу приватизации на 2026 год

Паруса под ветром перемен. Государство стало в Северной столице хозяином бывшего яхт-клуба профсоюзов


#Конференция #Петровская коса #реконструкция #яхт-клуб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7974) от 20.08.2025 под заголовком «Куда пойдут яхты?».


Комментарии