Паруса уплывают в туман. Будущее старейшего яхт-клуба России остаётся под вопросом

О беспокойной жизни Санкт-Петербургского речного яхт-клуба наша газета пишет уже в течение многих лет. С середины 1930‑х годов территория Петровской косы, где он располагался, находилась в бессрочном пользовании профсоюзов. В постсоветские времена они отразили немало атак на эту территорию (частично увенчавшихся успехом — на месте бывшей экспериментальной судоверфи сейчас располагается жилой квартал). Потом от хлопотного актива избавились, продав его коммерческой структуре. А потом вдруг выяснилось, что в те стародавние советские времена земля профсоюзам была передана незаконно. И с 2023 года полным хозяином Петровской косы и всего, что на ней стоит, стало государство.

Паруса уплывают в туман. Будущее старейшего яхт-клуба России остаётся под вопросом | ФОТО 50m. above on Unsplash

ФОТО 50m. above on Unsplash

В ваших услугах не нуждаемся

Земельный участок общей площадью 12,88 га и находящиеся на нем объекты недвижимости ныне закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования и оперативного управления за государственным профессиональным бюджетным учреждением «Олимпийские надежды». Яхтинг — одно из направлений его деятельности. Фактически на Петровской косе учреждение представлено детской спортивной школой, где учащиеся осваивают азы мастерства на небольших гоночных яхтах. Именно эта школа теперь ведает всей территорией косы, четырьмя гаванями, вмещающими в настоящее время 350 крупных килевых яхт, причальными стенками длиной 1,4 км и девятью зданиями, два из которых — памятники архитектуры. С ней же заключен договор водопользования на всю близлежащую акваторию.

Между тем Санкт-Петербургский речной яхт-клуб формально не прекратил свое существование. От прежних времен здесь остались и члены клуба — яхтсмены. Их яхты в количестве около 60 бортов когда‑то принадлежали профсоюзам, но с их уходом были выкуплены экипажами. Яхтсмены объединены в региональную общественную организацию (РОО) «Спортивный коллектив яхтсменов СПбРЯК», насчитывающую около 2000 человек.

Спрашивается, кем эти люди приходятся государственному бюджетному учреждению? Да никем, и звать их никак. Оно имеет полное право, что называется, не видеть их в упор.

Планов у новых хозяев было заявлено немало. Обсуждалось соз­дание на Петровской косе Межвузовского студенческого яхт-клуба. 5 июня 2024 года в рамках Петербургского международного экономического форума было подписано соответствующее соглашение между «Олимпийскими надеждами» и Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (Корабелкой). Никаких других структур там упомянуто не было.

Руководство РОО обратилось в городской спорткомитет и к ректору Корабелки с предложением создать совместное автономное некоммерческое объединение. При этом оно исходило из того, что яхт-клуб — единый уникальный комплекс и управлять им должны не только чиновники от спорта, но и профессиональные яхтсмены. Но им вежливо ответили, что школой «обеспечивается эффективная эксплуатация объектов и территорий». Вроде как в ваших услугах не нуждаемся.

Впрочем, поначалу политес все же соблюдался. 2 сентября 2024 года между «Олимпийскими надеждами» и РОО было заключено соглашение о сотрудничестве в области физкультуры и спорта. Там — дружба, всесторонняя помощь и поддержка, проведение совместных мероприятий.

Чужое имущество

Благолепие, однако, длилось недолго. 17 апреля 2025 года состоялось совещание, на котором директор «Олимпийских надежд» Виталий Милаенко объявил руководителям РОО, что их пребывание на вверенной ему территории прокуратура признала незаконным. И предложил до 1 мая свое имущество оттуда убрать. Директор РОО Никита Бриллиантов удивился — яхт-клуб на этом участке находится с 1935 года. Да и убрать в такой короткий срок около 150 яхт (столько бортов разных собственников стоят сейчас на территории яхт-клуба) технологически невозможно — многие из них еще находятся в ремонте, есть определенные критерии и сроки готовности. Осведомился также, пустят ли их сюда на зимнюю стоянку. Но Милаенко надежд не оставил: нет, не пустят.

24 апреля его слова были подтверждены двумя официальными письмами за подписью и. о. директора «Олимпийских надежд» С. М. Ермаковой. В них предлагалось принадлежащие РОО контейнеры с имуществом убрать немедленно, а яхты — до 1 мая. В противном случае — обращение в суд. При этом приводилась подробная ссылка на соответствующие законы. В частности, на ст. 12 ГК РФ «способы защиты гражданских прав». Там говорится о «восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения». Впрочем, оно и так понятно — если вы внезапно обнаружили, что в вашем доме находится чужое имущество, вы смело можете выставить его за дверь.

С точки зрения закона — не подкопаешься. Но есть вопрос, скажем так, этического порядка. А что такое случилось, что нужно выставлять за дверь, без преувеличения, цвет петербургского яхтинга? Людей, которые парусам посвятили жизнь, неся по всему миру флаг родной державы. Тех, кто завоевывал массу призов в разных состязаниях, в том числе в регатах самого высокого ранга. Кто сам организовывал и проводил десятки соревнований, в том числе для школьников, студентов, людей с ограниченными возможностями. Кто воспитал сотни яхтсменов. Может быть, можно все‑таки как‑то побережнее относиться к этому человеческому капиталу?

Некоторая ясность появилась на следующий день. 25 апреля на заседании президиума Санкт-Петербургского парусного союза было заявлено, что город принял решение закрыть яхт-клуб на полную реконструкцию на 5 лет. Задача всех яхтсменов — до осени (!) освободить территорию. С экрана монитора были показаны две красивые картинки — концепция реконструкции яхт-клуба. Однако на изучение членам президиума ее не дали.

Впрочем, даже то, что удалось рассмотреть, вызвало у яхтсменов серьезное беспокойство. Зачем, например, яхт-клубу паркинг на 300 машино-мест и заглубленный гараж на 200 машино-мест? Да, летом, когда яхты на воде, эти объекты будут задействованы, но зимой они будут пустовать, а яхты на них не поставить. Между тем теплых эллингов для хранения яхт не хватает уже сейчас. Большие сомнения вызвало также наличие некоего многофункционального центра и гостиницы. Возникло ощущение, что яхтинг авторы этих картинок, похоже, отодвигали на задний план. Неудивительно — с яхтенным сообществом концепция не обсуждалась, она буквально «упала с неба».

Со стройки на стройку

Любому здравомыслящему человеку, однако, понятно, что концепция и готовый, во всех деталях проработанный и со всеми инстанциями согласованный проект — это небо и земля. На Петровской косе еще даже не начались проектно-­изыскательские работы, но освобождать ее почему‑то нужно срочно — причем в самом начале парусного сезона.

И потом — что значит вот так сняться и всем флотом, со всем имуществом, взять и уйти? Куда уйти? Мест для размещения такого количества яхт с принадлежащим им оборудованием, а тем более ­теплых эллингов для зимовки в городе просто нет…

Мы поинтересовались: а нельзя ли на период всех подготовительных работ нам остаться на косе? — рассказывает Никита Бриллиантов. — Ведь так было в период подготовки к Олимпиаде-80 — и никого не выгоняли, и все построили. Нам ответили: нет, нельзя. Предложили переместиться в Горскую. Мы съездили туда вместе с председателем спорткомитета Антоном Шантырем. Во-первых, на общественном транспорте туда не добраться, на личном автотранспорте приходится ехать по разбитой дороге промзоны. Во-вторых, со дня на день там должно начаться грандиозное строительство. Получится, мы переедем со стройки на стройку? На любительском яхтинге тогда можно будет поставить крест.

Да, проект планировки территории будущего туристско-рекреационного кластера «Санкт-Петербург марина» уже утвержден правительством города и прошел общественные обсуждения. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 210 млрд руб., из них 165 млрд — средства частных инвесторов, остальное — городской бюджет. Вопрос явно уже решенный.

Между тем с проектом реконструкции яхт-клуба на Петровской косе все обстоит иначе. Кроме туманных слов, по сути, ничего нет. Разумеется, яхтсмены признают: комплекс устарел и нуждается в реформировании. Представили они и план необходимых мероприятий. Но его пока никто не собирается обсуждать. При этом, оказывается, уже есть оценка предстоящих преобразований: на возведение нового физкультурно-спортивного и рекреационного кластера предполагается потратить 21,2 млрд рублей из городского бюджета. Впрочем, пока это только пожелания. Совсем не факт, что такие деньги реально будут выделены. Ведь тогда городу придется одновременно реализовывать два грандиозных яхтенных проекта. Возможно ли такое?

Обсудить все эти вопросы мы предложили председателю городского комитета по физической культуре и спорту Антону Шантырю. Получили от него письменный ответ с весьма обтекаемыми формулировками. Да, на косе планируется строительство, в связи с этим «Комитетом прорабатывается вариант временного перебазирования плавсредств и имущества спортсменов и яхтсменов на другой земельный участок».

1 июня в Центральном речном яхт-клубе состоялось открытие 165‑го парусного сезона. График летних мероприятий расписан и согласован со спорткомитетом. Яхтсмены приветствуют предстоящую реконструкцию, просят город согласовать проект с ними и проводить это мероприятие поэтапно. Продолжение истории следует.

P. S. Некоторое время назад в СМИ появилась информация, что из 21,2 млрд, требующихся для строительства, 20,9 млрд планируется привлечь из внебюджетных источников. Какой‑либо ссылки на документы, а также наименования указанных источников не приводится.

Читайте также:

КГА согласовал эскизный проект спорткомплекса для занятий танцами на колясках

Всё будет по правилам. Что построят на месте стадиона «Петровский»?


#яхт-клуб #Петровская коса #спорткомитет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7929) от 18.06.2025 под заголовком «Паруса уплывают… в туман».


Комментарии