По пути реформы: как в Северной столице обновляется общественный транспорт
Ровно три года назад стартовал проект по переводу транспортной системы Петербурга на новую модель обслуживания пассажиров. В начале апреля 2022‑го начался первый его этап, когда на 97 городских линий вышли 864 социальных автобуса, заменивших часть маршруток.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
С того времени автобусы, трамваи и троллейбусы прошли по улицам города почти 1 млрд км и перевезли около 3 млрд пассажиров. А маршрутная сеть выросла в Северной столице более чем на 800 км, подсчитали специалисты. Главное же — транспортникам удалось выйти на более высокий уровень оказания пассажирских услуг и сделать маршрутную сеть более удобной для горожан, отметил губернатор Александр Беглов.
По его словам, особый акцент был сделан на социальной составляющей этого многолетнего проекта. На всех маршрутах автобусов, трамваев и троллейбусов сегодня действуют все виды проездных билетов, включая льготные, которыми пользуются студенты и школьники, пенсионеры и инвалиды, дети из многодетных семей и др.
Появились и совершенно новые тарифы для оплаты проезда в общественном транспорте. Имеются в виду разовый проездной на базе QR-кода (его приобрели уже почти 132 тысячи человек) и пересадочный тариф «60 минут», по которому пассажиры совершили на данный момент более 200 млн поездок. А по билету «90 минут» они произвели в целом свыше 10,4 млн транзакций.
Совершенствуя городскую маршрутную сеть, специалисты опираются на данные мониторинга и учитывают мнение петербуржцев. После перехода на новую модель транспортного обслуживания пассажиров это позволило внести в действующие маршруты почти 5 тысяч изменений. И такая работа ведется в Петербурге одновременно с масштабным обновлением подвижного состава.
За последние три года наш город получил в рамках транспортной реформы 289 трамвайных вагонов и 377 троллейбусов. А по итогам 2024‑го в ГУП «Горэлектротранс» поступило 47 новых троллейбусов и 111 трамваев, включая 48, выполненных в ретростиле (вагоны «Довлатов» и «Достоевский»), напомнил глава Смольного.
Кроме того, в минувшем году «Пассажиравтотранс» закупил рекордное количество новых автобусов. То есть 348 машин большого и 176 особо большого класса, а также 13 современных электробусов, большинство из которых будут обслуживаться скоро в новом электробусном парке, строящемся на территории промзоны «Ржевка». Это низкопольная техника с современным бортовым оборудованием, системами видеонаблюдения, климат-контроля, видеорегистрации. И аппаратурой спутниковой навигации «ГЛОНАСС», позволяющей отслеживать и регулировать пассажиропоток.
Причем большинство автобусов (около 70 %), поступивших в город за последние годы и задействованных в пассажирских перевозках, работают на газомоторном топливе. По этому показателю Петербург лидирует среди регионов России.
В нынешнем году планируется пополнить парк городских перевозчиков более чем на 210 единиц трамваев, троллейбусов и электробусов. А подземка получит 80 новых вагонов метро модели «Балтиец». На масштабное обновление подвижного состава петербургского метрополитена из Фонда национального благосостояния было выделено 97 млрд рублей, благодаря чему за последние три года он обрел 240 новых вагонов. А до 2031 года их число вырастет до 950, что соответствует практически половине всего вагонного парка метро.
Читайте также:
В автопарке №7 «Пассажиравтотранса» открыт новый сервисный центр
Новые «Витязи» встанут на рельсы. Автопарки «Пассажиравтотранса» пополнят 210 единиц транспорта
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7889) от 15.04.2025 под заголовком «Пути транспортной реформы».
Комментарии