По городу на двухколесном. Где в Петербурге появятся новые велодорожки?

Велосезон в этом году выдался необычным. Сделать нынче рывок в развитии необходимой инфраструктуры, как намечал Смольный, не получилось: из-за пандемии, увеличившей бюджетные траты, эту адресную программу-2020 пришлось сократить более чем вдвое. Но, избегая пользоваться общественным транспортом, все больше горожан стали пересаживаться на двухколесных «коней». Число их сторонников выросло, и новые велотрассы в программе 2021 – 2023 гг. специалисты прочерчивают не наобум, а опираясь на мнение участников этого движения. Как принято в крупных европейских центрах, к опыту которых городская власть начала присматриваться.

По городу на двухколесном. Где в Петербурге появятся новые велодорожки? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сопоставлять в этом отношении Петербург с родственными по климату скандинавскими городами не очень корректно. Двухколесные средства передвижения там интегрируют в городскую транспортную систему не меньше полутора-двух десятилетий, а петербуржцы основательно занялись этим лишь с 2017 года.

Тем не менее наметившийся в последние годы обмен велоопытом с финнами, шведами, голландцами и немцами пошел нам на пользу. Это отражается на более вдумчивой, с учетом сложившегося трафика и нормативов, работе по строительству велодорожек, повышению безопасности движения на средствах индивидуальной мобильности (электросамокатах, велосипедах, гироскутерах и др.), а также обустройству велопарковок, считает Дмитрий Ваньчков, и. о. директора ГКУ «Городской центр управления парковками», отвечающего за развитие такого транспортного направления.

Потенциал у Северной столицы тут немалый, уверен он: около трети автомобильных поездок и почти половина передвижений в подземке совершаются в нашем городе на расстоянии до десяти километров, которое можно преодолеть на велосипеде. В то же время, принимая решения по развитию велосети, Смольный все чаще учитывает мнение активистов Петербургского велообщества, «ВелоПитера», клуба Iron Wheels, операторов вело- и самокатшеринга, независимых экспертов (бюро транспортного планирования OTS Lab и др.).

Рассматривая трассировку наиболее востребованных маршрутов, которые можно проложить в ближайшей перспективе, комитет по развитию транспортной инфраструктуры и городской парковочный центр приглашают их на такие обсуждения. Эти же структуры оказывают содействие операторам шеринговых компаний, помогая выделять им земельные участки для создания новых велопарковок, уточняет Ваньчков.

«Мы привлекаем активистов этого движения к велопробегам и велоквестам, – говорит он, – к проведению международной акции «На работу на велосипеде» и общегородских мероприятий, направленных на популяризацию велодвижения и соблюдение Правил дорожного движения всеми его участниками».

Людей, знакомых с неповоротливой бюрократической системой, подобные рассуждения, напоминающие отчет о проделанной работе, могут насторожить. Как так, годами ничего вроде не менялось – велосеть в мегаполисе остается скудной, сделать удобную для велодвижения навигацию с помощью разметок, дорожных знаков и мобильных приложений не удается, а тут вырисовывается вполне оптимистичная картина.

«В Петербурге много места, это замечательный город, но он заполонен машинами, – сказал, побывав здесь в прошлом году, руководитель велопосольства Голландии Рубен Лундерслоут. – Нам понадобилось 25 лет, чтобы изменить систему, в которой доминировали автомобили, на более дружественную велосипедистам. Вряд ли петербуржцы сделают это быстрее...»

Но если и смогут, добавил эксперт, то лишь в тесном контакте с городскими властями. Похоже, этот посыл был услышан: подобные связи в нашем городе налаживаются, причем с учетом работы над ошибками. Одна из них заключалась в том, что отдельные части строящейся в разных районах города велосети мало соприкасались друг с другом.

«В Петербурге формируется каркас для создания опорной сети связанных между собой веломаршрутов, что в недалекой перспективе обеспечит увеличение доли велосипедистов в дорожном движении, – поясняет Дмитрий Ваньчков. – Маршруты дорожек при этом определяются на основе замеров интенсивности велодвижения и с учетом схемы развития опорной сети, которую разрабатывает по результатам моделирования Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга».

То есть велодорожки станут появляться там, где это действительно необходимо и безопасно. В том числе для того, чтобы использовать это средство передвижения в качестве транспорта «первой и последней мили» (есть такое понятие), для поездок от дома-работы до остановок общественного транспорта, а потом обратно.

Польза от формирования обратной связи с участниками велодвижения стала ощущаться не в этом году, а несколько раньше, когда в рамках проекта «Твой бюджет» были обустроены велополосы на набережной реки Фонтанки и Большом проспекте Васильевского острова. Именно по инициативе жителей. Их вовлечение в принятие подобных решений скажется и на результатах нынешнего года, но только отчасти. В целом такая работа, понятно, проходит нынче в форс-мажорных обстоятельствах. После корректировки адресной велопрограммы-2020 вместо запланированных изначально 21,8 км трасс к концу года появится 10,4 км (объекты, по которым уже заключены были контракты или находящиеся в высокой степени готовности), и общая протяженность этой сети ощутимо не вырастет.

Сегодня петербуржцам доступны 33 веломаршрута, совокупная длина которых составляет 121,5 км. Из них в текущем году будет обустроено чуть более пяти километров: временные выделенные велополосы на Крестовском острове (4,3 км) и велопешеходная дорожка на Бухарестской улице от Прогонной до Салова (1,1 км). Да еще 5 км трасс появятся в южных частях города: 3,1 км на той же Бухарестской от улицы Салова до проспекта Славы и 1,9 км на проспекте Юрия Гагарина от Московского шоссе до улицы Типанова.

«Кроме того, идет проектирование 15,6 км новых веломаршрутов, – рассказывает Ваньчков, – и вместе с Петербургским велообществом мы работаем над созданием дополнительных маршрутов за счет избыточной ширины тротуаров вдоль улиц регионального значения. А это непросто: чтобы умело встроить велоинфраструктуру в сложившуюся улично-дорожную сеть, нужно соблюсти интересы пешеходов, велосипедистов и автомобилистов».

В то же время, создавая адресную программу 2021 – 2023 гг., новые трассы Смольный намечал с учетом мнения районных администраций и горожан. Например, велодорожки, которые пролягут в районе проспекта Большевиков (между улицами Коллонтай и Народной) от этого проспекта до улицы Дыбенко и в западной части города вдоль проспекта Косыгина: от одной крупной магистрали, проспекта Наставников, до другой, проспекта Энергетиков.

Согласно справке, представленной городским парковочным центром, за этот период в семи районах Петербурга должны появиться девять новых веломаршрутов общей длиной 22,8 км (не считая шести проектируемых в пяти районах велотрасс, еще плюс 24,6 км). Они свяжут улицы Яхтенную и Савушкина, Детскую улицу и Шкиперский проток на В. О., Белгородскую и Софийскую в районе проспекта Славы и т. д.

Если Смольный будет направлять на такие цели ежегодно по 100 млн рублей, протяженность велотрасс вырастет к 2023 году почти до 150 км. Но для мегаполиса и это маловато. Чтобы достичь к тому сроку показателя, предусмотренного госпрограммой развития транспортной системы Петербурга (221,5 км), потребуется привлечь куда больше средств (только так, скажем, можно будет ввести в Курортном районе ожидаемый веломаршрут Сестрорецк – Зеленогорск – поселок Серово длиной 29,5 км).

Такая работа по созданию комфортной, безопасной городской среды скажется и на развитии туристического потенциала Северной столицы. Вот только удастся ли сделать ее более масштабной, не скажет сегодня, наверное, никто.

#велосипед #инфраструктура #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6794) от 28.10.2020 под заголовком «Пути-дорожки ВелоПитера».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.