Девушка на велосипеде. История необычного плаката Альфонса Мухи

Что может рассказать об исторической эпохе всего один рекламный плакат? На самом деле, очень многое — если знать, на что обращать внимание.

Девушка на велосипеде. История необычного плаката Альфонса Мухи | Фрагмент плаката Альфонса Мухи / Фото: Public Domain

Фрагмент плаката Альфонса Мухи / Фото: Public Domain

Сегодня речь пойдет о рекламном плакате, созданном Альфонсом Мухой, чешским художником и одним из самых ярких представителей стиля модерн. В конце XIX столетия Муха приезжает в Париж, чтобы учиться в лучших художественных школах того времени. Однако вскоре ему приходится отказаться от уроков живописи и зарабатывать на жизнь тем, что считалось совсем неподобающим занятием для настоящего художника.

С 1887 года Муха начинает работать над оформлением рекламных плакатов, ресторанных меню и визиток, а также самых разных потребительских товаров — спичечных коробков, этикеток для бутылок шампанского, упаковок для печенья и т.п. Придя в эту сферу из нужды, Муха неожиданно приобретает огромную популярность — поворотным событием стал заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», поступивший художнику в 1893 году. Работа неизвестного тогда художника настолько впечатлила Сару Бернар, культовую французскую актрису, исполнявшую главную роль в спектакле, что имя Альфонса Мухи за один день стало знаменитым.

Что же отличало его от остальных коммерческих художников? Мухе удавалось не только привлекательно изобразить рекламируемый товар, но и создать притягательный, запоминающийся образ, на который хотелось быть похожим. В рекламных работах он часто изображал девушек с длинными вьющимися волосами — само воплощение молодости, красоты и женственности. Они в больше степени похожи на сказочных нимф, чем на реальных женщин; именно таким — эфемерным и хрупким — и был идеал женской красоты в эпоху модерна.

Этот плакат, созданный около 1897 года, интересен не только тем, что иллюстрирует идеалы «нового стиля». Это реклама производителя велосипедов. И если сегодня нас не удивляет, что девушка рекламирует такое транспортное средство, то на рубеже XIX-XX веков этот плакат мог вызвать настоящий скандал. И компания, и художник, выполнивший заказ, буквально заявляли о своей прогрессивности, ведь девушка на велосипеде — яркий символ женской эмансипации.


Альфонс Муха / Фото: Public Domain

Консервативно настроенное общество выступало категорически против подобных новшеств — катание на велосипеде считалось исключительно мужской прерогативой. Женщина, самостоятельно управляющая транспортным средством, собирала неодобрительные взгляды и возмущенные комментарии, ведь езда на велосипеде лишает женщину грации и просто-напросто выглядит неприлично! Сложно представить, но существовали специальные законы, запрещающие кататься женщинам на велосипеде, а в газетах и медицинских журналах публиковались статьи о том, что это занятие серьезно вредит репродуктивным органам женщины, может вызвать у нее язву и кровотечение. В 1903 году один врач констатировал: «Для женщин велосипед навсегда останется машиной бесплодия».

Но он ошибался. Благодаря велосипеду женщины смогли не только сменить объемные, длинные юбки на удобные брюки, но и передвигаться по улице без сопровождения мужчин. Права оказалась американская правозащитница Сьюзен Энтони, сказав, что «велосипед сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо еще в этом мире».

#искусство #история #художники

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?