К свету! Кто из великих художников творил во время эпидемии?

Сегодня мы вспомним о великих художниках, творивших во времена страшных эпидемий. Тех, кто пережил их, и тех, кто не пережил, но, работая до последнего мгновения, оставил нам произведения искусства. Возможно, вы теперь новыми глазами взглянете на них, уловив дошедшее через время дуновение чумы или испанского гриппа. Как напоминание о хрупкости жизни и красоты.

К свету! Кто из великих художников творил во время эпидемии? | Фото: Pixabay / Skitterphoto

Фото: Pixabay / Skitterphoto

Тициан и Джорджоне

Венеция не раз переживала эпидемии страшных болезней. Так случилось, что одному из величайших художников итальянского Ренессанса - Тициану Вечеллио - пришлось на своем веку встретиться с разрушительной чумой не один раз.

Чума свирепствовала в Венеции летом 1510 года, когда Тициан был молод. Канал Гранде был запружен гондолами, которые везли трупы умерших от чумы на специальное кладбище. Там тела несчастных сжигали. Живые же сидели в это лето по домам, в карантине, томясь от жажды, потому что колодцы пересохли от страшной жары.

В один из таких дней Тициану сообщили, что умер от чумы его друг и коллега - Джорджоне. Умер совсем молодым, 32 лет от роду, в расцвете таланта. Вещи умершего Джорджоне должны были сжечь, чтобы зараза не распространялась дальше.

Друзья, среди которых был и Тициан, выхватили из огня несколько картин Джорджоне. Среди них - «Три философа», «Юдифь» (хранится в Эрмитаже) и «Спящая Венера». По легенде, именно Тициан закончил «Спящую Венеру», которую не успел дописать Джорджоне.

Тициан благополучно пережил эпидемию. Однако чума все-таки настигла его спустя много лет. В различных источниках указываются разные даты его рождения. Но дата смерти известна точно - 27 августа 1576 года. Художнику было то ли 86, то ли 88, а по другим сведениям - 99 лет и даже 102 года. Весьма распространена версия, что умер великий художник от чумы. 27 августа его нашли в мастерской. Художник лежал на полу, в руке была зажата кисть. Картина «Оплакивание Христа» осталась незаконченной. И так же, как когда-то он сам завершил «Венеру» Джорджоне, его полотно дописал Джакомо Пальма-младший.

Существует версия, что сам Тициан скончался все же не от чумы, а по другим причинам, будь то удар из-за возраста, жары, переживаний. В ее пользу говорит тот факт, что великого художника похоронили не на чумном кладбище, а в соборе Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Хотя, возможно, для него просто сделали исключение.

Густав Климт

Австрийский художник-символист, автор «Поцелуя», известного даже тем, кто совсем далек от искусства, Густав Климт столкновения с «испанкой» не пережил. Ему было 55 лет, он восстанавливался после инсульта, но заболел испанским гриппом, поразившим легкие.

За несколько лет до этого, в 1916 году, художник создал картину «Смерть и жизнь», которая получила приз на Всемирной выставке в Риме.

Композиция картины построена на хрупком равновесии. И есть в нем некая странность. Слева - Смерть, которая закутала свои кости в великолепное одеяние, похожее на жреческие облачения. Оно покрыто орнаментом из крестов, мерцает холодными переливами синего, лилового и пурпурного. Справа - сплетения живых тел: мужчина, женщина, дети, старики. Это большая семья, восемь человек, разные поколения, как ветви одного мощного дерева. Они из плоти и крови, теплые, живые. Их так много. Но только так, вместе, продолжая род, они могут перевесить невесомую бесплотную смерть.

Эдвард Мунк

В прошлом году в Третьяковской галерее в Москве прошла большая выставка Эдварда Мунка. Широкая публика смогла оценить всю мощь и утонченность живописи этого норвежского художника, известного большинству лишь как автор знаменитой картины «Крик».

Оптимистом художника назвать никак нельзя. Мировосприятие его было трагическим, чему способствовали и глобальные события вроде Первой мировой войны, и личные обстоятельства - смерть его матери и сестры Софи (обе умерли от туберкулеза), отразившиеся в знаменитой картине «Больная девочка». Художник пережил эпидемию испанского гриппа, этого Молоха, отнявшего жизнь у десятков миллионов человек. Но вышел победителем в схватке с болезнью.

Об этом - знаменитый «Автопортрет с испанским гриппом», написанный им в 1919 году. Исхудавший художник в халате сидит в кресле на фоне неубранной «больной» постели. Ощущение болезни создает сама живопись, сочетание оттенков зеленого, желтого и красного, пульсирующих, как боль, которая словно вышла за пределы тела своей жертвы и отравила даже воздух. Но болезненный художник с его полученными в наследство слабыми легкими, склонный к тревогам и депрессиям, прожил до 80 лет и до последнего работал. А кресло, запечатленное в «Испанском гриппе», так и стояло в его мастерской. Он говорил, что оно хранит память о его ушедших близких: «Мы все сидели в нем, болели и умирали». И все же мы черпаем оптимизм в его работах. Он вливается в нас через запечатленную Мунком красоту мира, его лунные дорожки, его изысканных бледных женщин. Страхи, болезни, потери, мрак каким-то непостижимым образом переплавляются в его творчестве в свет, и, как говорил он сам, из грязи и тлена вырастают цветы: «Я в них, и в них бессмертие».

#художники #искусство #эпидемия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6678) от 14.05.2020 под заголовком «К свету!».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?