Никто не может отменить весну. Художники обыгрывают эпидемию в своих произведениях

Пустое кафе в Париже. Карантин. Никто не приходит, чтобы выпить чашку кофе с круассаном. Никто, кроме... Моны Лизы, сбежавшей с портрета из пустого Лувра. Подпись к картинке все объясняет: «Круассан съест Джоконда. Ей не страшно. Она пережила двести эпидемий».

Никто не может отменить весну. Художники обыгрывают эпидемию в своих произведениях | Иллюстрация LesyaD/shutterstock.com

Иллюстрация LesyaD/shutterstock.com

Рисунок - из цикла молодой художницы Варвары Фоминой. Наша соотечественница живет в Барселоне, сидит на карантине и ведет своеобразный рисованный дневник «Хроники чумного периода». Это комиксы, которые она публикует на своих страницах в Интернете. День за днем отражая события своей жизни в самоизоляции, наблюдая из окна за сменой рассветов и закатов, за соседями на балконе, голубями.

Хотя я живу в Петербурге, в этих рисунках узнаю себя. Настолько точны наблюдения художницы. «Повышенная тревожность передалась голубям - караулят у магазина. Привет, Хичкок!» - сопровождает Варвара этой надписью рисунок с жадной толпой голубей. Ну словно из моей жизни. Совсем недавно отметила, что голуби какие-то нервные. Когда я иду в магазин, целая стая вьется вокруг меня, ожидая раздачи овсяных хлопьев. А зимой спокойно ждали своей порции.

Или вот до боли знакомый интерьер комнаты, священный предмет в которой - ноутбук. «Когда работаешь дистанционно, то почему-то работаешь больше часов, чем если бы в офис ходил. Мы давно перестали различать дни недели, а теперь уже и понимание времени суток теряет практический смысл. День сурка», - делится наблюдениями художница. В точку. За окном утро сменяется ясным днем, сумерками, ночью, а ты все сидишь (к вечеру уже лежишь) с ноутбуком.

А еще - кулинарная лихорадка. Из «Хроник» Варвары: «У меня ощущение, что половина ленты что-то печет, варит, закатывает, фарширует по 24 часа в сутки, причем в промышленных объемах... Волнуюсь, куда делась вся гречка мира».

Московская художница Евгения Двоскина, тоже популярная в Сети, на злобу дня почти не откликается, вероятно, желает осмыслить происходящее. Однако недавно она выставила в соцсетях картинку «В театр онлайн». Женщина в пижаме, в теплых носках, сидит на кровати с ноутбуком, где сейчас начнется трансляция спектакля. «Кто это за мной наблюдает?» - пошутила моя знакомая из Сан-Франциско, страстная любительница театра, которая сейчас, как и многие, смотрит спектакли со всего мира. Если и есть что-то хорошее в нынешней ситуации, то это, без сомнения, возможность видеть то, что идет на лучших мировых сценах. Лежа на диване. И совершенно бесплатно.

Еще один московский художник - Евгений Русак - не только сам создает произведения искусства на тему эпидемии, но и запустил Telegram-канал Coronavirus Art. Он обратился к художникам всего мира: «Я сейчас рисую тех, кто встречает коронавирус в моем городе. Как-то пытаюсь это все запомнить и зафиксировать. Если вы заняты тем же - где угодно, хоть в Риме, хоть в Магадане, - присылайте. Выставимся потом».

И художники с радостью откликаются. Вот что написала художница Джеки Феррентино, которая живет в Нью-Йорке: «Меня не покидает ощущение нереальности происходящего. Я оторвана - просто отрезана от друзей, семьи и внешнего мира. Ты не поверишь, но иногда я чувствую, что меня просто вообще нигде нет, даже когда я прямо здесь, в своей квартире, смотрю в окно».

Сам Евгений Русак, как и Варвара Фомина, тоже ведет хронику: жизнь в Москве весной двадцатого года, когда нужно спасти мир от эпидемии. Цикл рисунков называется «Карантин и его лица с улиц». Вот, например, очередь в продуктовом. «Народу было мало, но зато у дядечки была просто шикарная красная маска с черными клапанами и в тон к ней красные с черным перчатки. А тетечка была в роскошном сиреневом тюрбане», - дополняет он словами картинку о коронавирусном стиле в одежде.

А вот «Человек в противогазе». «Я его в магазине тут увидел. Стоял у колонны и дооооолго лазил в телефоне», - поясняет художник. Я ему охотно верю. Недавно по дороге в магазин встретила парня в таком же уборе, будто с полей битвы с испанским гриппом, свирепствовавшим 100 лет назад.

Не остался в стороне от темы коронавируса известный сетевой художник и блогер Вася Ложкин. На картине «Изыди, вирус окаянный!» он изобразил своих любимых персонажей - котиков. Взрослый кот держит в лапках факел, рядом с ним - два котенка в медицинских масках. «Я не знаю, чем все это закончится. И не вижу ничего забавного в сложившейся ситуации. Но знаю одно, уныние - это грех. Почему? Потому что от уныния портится иммунитет».

А недавно с легкой руки петербургского художника Олега Куваева в обиход сидящих на карантине горожан вошло словечко «наружа». О «наруже», всем том, что находится за пределами квартиры и с течением времени кажется все более и более призрачным, нереальным, рассуждает героиня анимационного веб-сериала Куваева Масяня. «В этой наруже никогда ничего хорошего не было...» В другом эпизоде сериала Масяня призывает ценить труд медиков, которые сражаются сейчас с болезнью, и дать им в благодарность «премиальные, хрениальные, все, что угодно».

Медикам посвящают свои произведения многие художники - и сетевые, и уличные. Чаще всего их изображают в образе ангелов в белых халатах и масках, которые стоят живой стеной на пути чудовища - COVID-19.

3D-художник Хамид Эбрахимниа из Ирана - страны, которая одной из первых после Китая стала эпицентром эпидемии, в начале марта выставил в Сети видео: два вертолета, преодолевая порывы ветра, одевают маску на башню Милад в Тегеране. Затем последовали другие видеоролики из этой серии. На одном из них - Пизанская башня, окруженная аппаратами ИВЛ. Сочувствие Италии, которая задыхается от эпидемии.

Конца-краю пандемии пока не видно. Но как жить без надежды? Знаменитый британский художник Дэвид Хокни сидит сейчас на карантине в своем доме в Нормандии: ему 82, он в группе риска. Но и он не унывает. Недавно Хокни опубликовал в своем Instagram цифровую картину под названием «Помни: они не могут отменить весну»: белые нарциссы на зеленой траве.

Итальянский художник, известный под ником TVboy, изобразил огромную птичью клетку, в которой сидит семья с ребенком. К ним прилетел с посланием белый голубь. На конверте надпись «Надежда». Художник обращается к своим поклонникам с призывом использовать это время вынужденной остановки для того, чтобы переосмыслить ценности, отношение к природе и планете. «Потому что другой Земли у нас нет», - написал он.

#художники #искусство #карантин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (6674) от 07.05.2020 под заголовком «Никто не может отменить весну».


Комментарии