В Петербурге продолжается цифровизация транспортной отрасли

В транспортном комплексе Петербурга, пожалуй, не осталось такой сферы, куда бы не проникла цифровизация. Да и как иначе, если наш город едва ли не первым пошел по этому пути. И обрел репутацию региона — лидера по использованию на пассажирском транспорте «умных» систем, заметно обогнав в этом плане другие регионы. Речь, в частности, о системах, позволяющих оплачивать проезд с помощью геолокации и биометрии.

В Петербурге продолжается цифровизация транспортной отрасли | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Когда в конце прошлого года правительство РФ утвердило Стратегию цифровизации транспортной отрасли России до 2030 года и перед регионами встали новые задачи, выяснилось, что изрядную часть этого пути Петербург успел пройти. Что ни говори, а умение заглядывать в будущее и готовиться к переменам очень полезно. Особенно когда речь идет о внедрении революционных технологий. Таких как беспилотные транспортные системы.

Год назад на скоростной трассе М1 «Нева» между Петербургом и Москвой стали ходить в порядке эксперимента грузовики-беспилотники, созданные камазовскими умельцами, и это произвело настоящий фурор. А два года назад впервые в России петербургские транспортники успешно запустили на городские маршруты трамваи с элементами искусственного интеллекта (ИИ). Полностью передать ему управление транспортом не позволяет правовая база. Подвижной состав, напомним, работает пока с системой активной помощи водителю, следящей за обстановкой на дороге и реагирующей на не­штатные ситуации. Кое-где в мире такой опыт тоже используют, скажем, в Шанхае. Но не так масштабно, как в Петербурге, где парк «умных» трамваев насчитывает на данный момент около 250 единиц.

А недавно правительство установило для них экспериментальный правовой режим. Скоро зашитый в них «разум» сам сможет вести по путям многотонный трамвай, за которым будут следить бортинженер и оператор, контролирующий его движение удаленно. Хотя делать это (включая экстренное торможение или плавно застывая в сантиметре от нужного места) петербургский компьютер на колесах способен и сегодня. Убедиться в этом можно было на недавнем конкурсе профмастерства «Гор­электротранса», где ИИ соревновался с водителями на полигоне.

Новыми технологиями в Петербурге охвачены, пожалуй, все самые важные направления деятельности транспортной отрасли, уверяет Валентин Енокаев, глава городского профильного комитета. Однако почивать на лаврах не стоит. Нужно подготовить к беспилотным поездкам городскую инфраструктуру, внедрить такие системы в диспетчерские службы. И обучить как можно больше специалистов, чтобы они владели навыками «общения» со сложными бортовыми системами, которых в современном вагоне уже больше 20 тысяч, как рассказал Денис Минкин, директор «Горэлектротранса».

Это интеллектуальные и навигационные системы, радары, вычислительный блок и прочее, прочее. Отечественные производители выпускают их сегодня при отсутствии в этой сфере госстандартов и единой технической политики. А для того чтобы совместить потребности транспортников во всех мегаполисах с возможностями заводов и унифицировать подходы к производству множества сложнейших бортовых систем, ГЭТ предлагает создать (желательно полностью на бюджетные деньги) инжиниринговый центр. Его специалисты будут вносить свою лепту в формирование государственной политики по части использования на пассажирском транспорте интеллектуальных систем, подготовки инженеров-специалистов и др. Участники стратегической сессии эту инициативу, конечно, поддержали.

Правда, получив «сверху» доб­ро, трамвайщики, возможно, не сразу смогут ее воплотить. Так, Минпромторг РФ согласился превратить площадку на улице Шаврова, где как раз проходил упомянутый конкурс профмастерства, в федеральный полигон для обкатки беспилотных вагонов. Петербург с его опытом и научным потенциалом подходит для этого идеально. Но, так и не дождавшись денег, ГЭТ стал готовить полигон (оснащать трамвайное кольцо имитаторами препятствий, создавать ландшафтную обстановку и т. д.) за свой счет. Власть непременно поможет, рассудили там, задача‑то государственной важности…

Впрочем, и другие крупные городские перевозчики знакомы с цифровой трансформацией не понаслышке. «Пассажиравтотранс» первым в городе и вторым после Москвы в стране решился апробировать электронные путевые листы. А для электробусов он строит автопарк «Ржевка» с высоким уровнем автоматизации, где «цифра» будет выполнять некоторые производственные процессы.

В действующих автопарках этого предприятия после их модернизации «сообразительные» системы уже применяются. Например, при покраске подвижного состава и в моечном комплексе, когда идет ремонт топливной аппаратуры и диагностика оборудования. А специалисты метро, как прозвучало на встрече, благодаря интеллектуальным помощникам повышают безопасность движения и моделируют аварийные ситуации, чтобы их предотвращать.

Переходить на отечественный софт и предохранять системы от кибератак помогает перевозчикам команда ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (в Петербурге есть филиал этой федеральной структуры). А новые сервисы разрабатывает для них в том числе ПАО «Ростелеком». Этот системный интегратор подготовил, в частности, модель управления городским хозяйством «Цифровой двойник», объединив в единое пространство все данные, касающиеся жизнедеятельности мегаполиса. До конца нынешнего года в Петербурге стартует пилотный проект по более широкому использованию цифровой аналитики в оценке эффективности пассажирских перевозок и мониторинге пассажиропотока.

А новое мобильное приложение интегратора, позволяющее пассажирам оплачивать проезд посредством виртуальной транспортной карты, тестирует «Пассажиравтотранс». Оценив его плюсы и минусы, если таковые имеются, город примет решение о внедрении этого или аналогичного сервиса. Но в любом случае петербуржцам будет доступно такое мобильное приложение. Оно позволит следить за движением пассажирского транспорта, планировать свои поездки, пересаживаясь с автобуса на метро или электричку, и оплачивать проезд через единую платформу — она будет выдавать электронный билет и действовать на основе геолокации.

Этой темы коснулся, рассказывая на сессии о цифровой трансформации отрасли, и Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта РФ. По его словам, специалисты готовят сегодня новые федеральные цифровые платформы. Одна их них связана с пассажирскими перевозками — она ведет мониторинг городского электротранспорта, помогает льготникам (правда, пока лишь на воздушном сообщении) покупать билеты, оптимизирует межрегиональные рейсы. И делает ­прозрачными все такие предприятия за счет их «цифрового профиля».

Другая платформа — национальная грузовая транспортно-логистическая — снизит издержки на всех видах транспорта, включая морской. Она обеспечит также электронный документооборот и «единое окно» для взаимодействия государства и бизнеса, куда компании смогут выкладывать свои данные для налоговиков, таможенников, Роспотребнадзора и других госструктур. 

Наконец, третья пошагово затрагивает интересы инвесторов и перевозчиков, способствуя внедрению на транспорте беспилотных технологий, а также всех пассажиров. Эта платформа — цифровизация транспортно-экономического баланса — предусматривает реализацию проектов, касающихся оплаты проезда по геолокации с помощью мобильного приложения, привязанного к платежным системам.

Как это будет выглядеть? Петербуржец или турист передвигается по городу на автобусе, трамвае, речном трамвайчике — как угодно. Его маршрут отслеживает система геопозиционирования, а электронный сервис «заботится» о списании с карты средств за оплату проезда. Испытать эту схему планируется в Петербурге. А уже нынешней осенью, начиная с октября, мы сможем оплачивать проезд в метро с помощью биометрических данных. Ожидается, что к тому времени на турникетах будет установлено оборудование для считывания такой информации. Проект станет действовать в пилотном режиме, а после апробации технологии, примерно ­спустя год, Минтранс и Минцифры РФ собираются запустить пол­ностью его.

МЕЖДУ ТЕМ

К 2030 году количество беспилотной техники, произведенной в России, должно вырасти более чем в пять раз. Достичь такого результата позволят внедрение собственных передовых технологий, энергетических и силовых установок, современных методов и средств связи.

Все это станет возможным благодаря новому национальному проекту «Эффективная транспортная система» и доработке действующего национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Оба нацпроекта курирует вице-премьер Виталий Савельев.

Читайте также: 

В Петербурге и Москве узаконили движение беспилотных трамваев

Глава Минтранса РФ провёл совещание по развитию городского электрического транспорта

#транспорт #цифровизация #ГЭТ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (7729) от 19.08.2024 под заголовком «Пересели на цифру».


Комментарии