В Петербурге продолжается цифровизация транспортной отрасли
В транспортном комплексе Петербурга, пожалуй, не осталось такой сферы, куда бы не проникла цифровизация. Да и как иначе, если наш город едва ли не первым пошел по этому пути. И обрел репутацию региона — лидера по использованию на пассажирском транспорте «умных» систем, заметно обогнав в этом плане другие регионы. Речь, в частности, о системах, позволяющих оплачивать проезд с помощью геолокации и биометрии.
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
Когда в конце прошлого года правительство РФ утвердило Стратегию цифровизации транспортной отрасли России до 2030 года и перед регионами встали новые задачи, выяснилось, что изрядную часть этого пути Петербург успел пройти. Что ни говори, а умение заглядывать в будущее и готовиться к переменам очень полезно. Особенно когда речь идет о внедрении революционных технологий. Таких как беспилотные транспортные системы.
Год назад на скоростной трассе М1 «Нева» между Петербургом и Москвой стали ходить в порядке эксперимента грузовики-беспилотники, созданные камазовскими умельцами, и это произвело настоящий фурор. А два года назад впервые в России петербургские транспортники успешно запустили на городские маршруты трамваи с элементами искусственного интеллекта (ИИ). Полностью передать ему управление транспортом не позволяет правовая база. Подвижной состав, напомним, работает пока с системой активной помощи водителю, следящей за обстановкой на дороге и реагирующей на нештатные ситуации. Кое-где в мире такой опыт тоже используют, скажем, в Шанхае. Но не так масштабно, как в Петербурге, где парк «умных» трамваев насчитывает на данный момент около 250 единиц.
А недавно правительство установило для них экспериментальный правовой режим. Скоро зашитый в них «разум» сам сможет вести по путям многотонный трамвай, за которым будут следить бортинженер и оператор, контролирующий его движение удаленно. Хотя делать это (включая экстренное торможение или плавно застывая в сантиметре от нужного места) петербургский компьютер на колесах способен и сегодня. Убедиться в этом можно было на недавнем конкурсе профмастерства «Горэлектротранса», где ИИ соревновался с водителями на полигоне.
Новыми технологиями в Петербурге охвачены, пожалуй, все самые важные направления деятельности транспортной отрасли, уверяет Валентин Енокаев, глава городского профильного комитета. Однако почивать на лаврах не стоит. Нужно подготовить к беспилотным поездкам городскую инфраструктуру, внедрить такие системы в диспетчерские службы. И обучить как можно больше специалистов, чтобы они владели навыками «общения» со сложными бортовыми системами, которых в современном вагоне уже больше 20 тысяч, как рассказал Денис Минкин, директор «Горэлектротранса».
Это интеллектуальные и навигационные системы, радары, вычислительный блок и прочее, прочее. Отечественные производители выпускают их сегодня при отсутствии в этой сфере госстандартов и единой технической политики. А для того чтобы совместить потребности транспортников во всех мегаполисах с возможностями заводов и унифицировать подходы к производству множества сложнейших бортовых систем, ГЭТ предлагает создать (желательно полностью на бюджетные деньги) инжиниринговый центр. Его специалисты будут вносить свою лепту в формирование государственной политики по части использования на пассажирском транспорте интеллектуальных систем, подготовки инженеров-специалистов и др. Участники стратегической сессии эту инициативу, конечно, поддержали.
Правда, получив «сверху» добро, трамвайщики, возможно, не сразу смогут ее воплотить. Так, Минпромторг РФ согласился превратить площадку на улице Шаврова, где как раз проходил упомянутый конкурс профмастерства, в федеральный полигон для обкатки беспилотных вагонов. Петербург с его опытом и научным потенциалом подходит для этого идеально. Но, так и не дождавшись денег, ГЭТ стал готовить полигон (оснащать трамвайное кольцо имитаторами препятствий, создавать ландшафтную обстановку и т. д.) за свой счет. Власть непременно поможет, рассудили там, задача‑то государственной важности…
Впрочем, и другие крупные городские перевозчики знакомы с цифровой трансформацией не понаслышке. «Пассажиравтотранс» первым в городе и вторым после Москвы в стране решился апробировать электронные путевые листы. А для электробусов он строит автопарк «Ржевка» с высоким уровнем автоматизации, где «цифра» будет выполнять некоторые производственные процессы.
В действующих автопарках этого предприятия после их модернизации «сообразительные» системы уже применяются. Например, при покраске подвижного состава и в моечном комплексе, когда идет ремонт топливной аппаратуры и диагностика оборудования. А специалисты метро, как прозвучало на встрече, благодаря интеллектуальным помощникам повышают безопасность движения и моделируют аварийные ситуации, чтобы их предотвращать.
Переходить на отечественный софт и предохранять системы от кибератак помогает перевозчикам команда ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (в Петербурге есть филиал этой федеральной структуры). А новые сервисы разрабатывает для них в том числе ПАО «Ростелеком». Этот системный интегратор подготовил, в частности, модель управления городским хозяйством «Цифровой двойник», объединив в единое пространство все данные, касающиеся жизнедеятельности мегаполиса. До конца нынешнего года в Петербурге стартует пилотный проект по более широкому использованию цифровой аналитики в оценке эффективности пассажирских перевозок и мониторинге пассажиропотока.
А новое мобильное приложение интегратора, позволяющее пассажирам оплачивать проезд посредством виртуальной транспортной карты, тестирует «Пассажиравтотранс». Оценив его плюсы и минусы, если таковые имеются, город примет решение о внедрении этого или аналогичного сервиса. Но в любом случае петербуржцам будет доступно такое мобильное приложение. Оно позволит следить за движением пассажирского транспорта, планировать свои поездки, пересаживаясь с автобуса на метро или электричку, и оплачивать проезд через единую платформу — она будет выдавать электронный билет и действовать на основе геолокации.
Этой темы коснулся, рассказывая на сессии о цифровой трансформации отрасли, и Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта РФ. По его словам, специалисты готовят сегодня новые федеральные цифровые платформы. Одна их них связана с пассажирскими перевозками — она ведет мониторинг городского электротранспорта, помогает льготникам (правда, пока лишь на воздушном сообщении) покупать билеты, оптимизирует межрегиональные рейсы. И делает прозрачными все такие предприятия за счет их «цифрового профиля».
Другая платформа — национальная грузовая транспортно-логистическая — снизит издержки на всех видах транспорта, включая морской. Она обеспечит также электронный документооборот и «единое окно» для взаимодействия государства и бизнеса, куда компании смогут выкладывать свои данные для налоговиков, таможенников, Роспотребнадзора и других госструктур.
Наконец, третья пошагово затрагивает интересы инвесторов и перевозчиков, способствуя внедрению на транспорте беспилотных технологий, а также всех пассажиров. Эта платформа — цифровизация транспортно-экономического баланса — предусматривает реализацию проектов, касающихся оплаты проезда по геолокации с помощью мобильного приложения, привязанного к платежным системам.
Как это будет выглядеть? Петербуржец или турист передвигается по городу на автобусе, трамвае, речном трамвайчике — как угодно. Его маршрут отслеживает система геопозиционирования, а электронный сервис «заботится» о списании с карты средств за оплату проезда. Испытать эту схему планируется в Петербурге. А уже нынешней осенью, начиная с октября, мы сможем оплачивать проезд в метро с помощью биометрических данных. Ожидается, что к тому времени на турникетах будет установлено оборудование для считывания такой информации. Проект станет действовать в пилотном режиме, а после апробации технологии, примерно спустя год, Минтранс и Минцифры РФ собираются запустить полностью его.
МЕЖДУ ТЕМ
К 2030 году количество беспилотной техники, произведенной в России, должно вырасти более чем в пять раз. Достичь такого результата позволят внедрение собственных передовых технологий, энергетических и силовых установок, современных методов и средств связи.
Все это станет возможным благодаря новому национальному проекту «Эффективная транспортная система» и доработке действующего национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Оба нацпроекта курирует вице-премьер Виталий Савельев.
Читайте также:
В Петербурге и Москве узаконили движение беспилотных трамваев
Глава Минтранса РФ провёл совещание по развитию городского электрического транспорта
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (7729) от 19.08.2024 под заголовком «Пересели на цифру».
Комментарии