Первые на берегах Невы. Ижора - самый певучий народ Северо-Запада

Если вы спросите петербуржца: «Ижора — это что или кто?», вам наверняка ответят, что это река, левый приток Невы. Но еще каких‑то сто лет назад ответили бы — народ, который жил на Северо-Западе задолго до появления Петербурга. Антропологические исследования показали, что ижоры — потомки самых первых людей, пришедших на наши земли после отступления ледника 12 тысяч лет назад!

Первые на берегах Невы. Ижора - самый певучий народ Северо-Запада | ФОТО Википедия / Valeriy10f. Свободная замена флага из книги О. И. Коньковой «Ижора. Очерки истории и культуры» (стр. 218-219). СПб, МАЭ РА / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедия / Valeriy10f. Свободная замена флага из книги О. И. Коньковой «Ижора. Очерки истории и культуры» (стр. 218-219). СПб, МАЭ РА / CC BY-SA 3.0

Во времена, когда начали строить Петербург, ижоры жили по всей западной и центральной части Петербургской губернии: от реки Нарвы до Мги и от прилужских болот до Лемболовских высот. Известны бывшие крупные ижорские села, такие как Большие Ижоры в 12 километрах от города Ломоносова. Другое — Вистино на Сойкинском полуострове. В Вистине еще можно увидеть ижорские дома с характерными перекрещенными жердями над гребнем крыши, верхние концы которых оформлены в виде птичьих голов. Эти птички называли «харакат», что значит «сороки». В ХVIII веке ижорян насчитывалось около 14,5 тыс., в конце XIX века — более 20 тысяч. Часть ижоры были православными, а часть после завоевания Приладожья шведами были обращены в лютеранство.

В Петербург народ попал, как и другие жители этих мест, по указу Петра. За пять лет с 1710 года Ингерманландская (переименованная в Петербургскую) губерния поставила в новый город 12 тыс. работных людей, в их числе русские, ингерманландские финны, водь, ижора и вепсы — аборигенное население наших краев. Ижоры, когда попадали в город, частично оседали в столице и становились горожанами. В большом городе народ ассимилировался.

В конце 1920 — начале ­1930-х годов в Ленинградской области были созданы первые ижорские школы, изданы учебники. Организованы ижорские сельсоветы и рыбацкие кооперативы. Ижорский язык учили в ленинградских институтах.

Увы, в 1937 году школы были закрыты, учебники изъяты, а некоторые учителя арестованы. А в 1943-м многие ижоры были вывезены в Финляндию в ка­честве рабочей силы. При возвращении им не разрешили поселяться в родных селах. Многие из них стали скрывать свое происхождение и записывались русскими. Все это и привело к тому, что ныне в наших краях (городе и области) официально зарегистрированы лишь 56 ижор, а по всей стране 449 человек.

Народ исчезает, но песни его звучат! Их напевает ветер, надувающий паруса рыболовецких суденышек (ижоры занимались рыболовством), они звучат в лист­ве леса и на полях, которые обрабатывали женщины. И это не преувеличение. Ижоры — самый певучий народ Северо-Запада. И это подтверждает памятник, увековечивший бывшую крепостную, уроженку Лемболова — знаменитую певунью.

«Обычно люди знают несколько десятков песен, талантливые — сотни. А как назвать человека, знавшего их более тысячи?» — пишет о ней этнограф Ольга Конькова, автор книг о вепсах, вожанах ижорах.

Ларин Параске, в девичестве Параскева Никитична Никитина, родилась в 1833 году на территории нынешнего Всеволожского района. В ижорских деревнях пел почти каждый. Но Параске превзошла всех. От нее записано 1152 песни, 1750 пословиц, 336 загадок, множество причитаний. Она знала более 32 тысяч стихов!

У нее были невероятный талант и фантастическая память, писали современники. И в любую старинную песню она вносила что‑то свое, ее импровизационный дар завораживал всех. Она придумывала песни сама и вкладывала в них всю свою тихую радость и огромную боль. Жизнь бывшей крепостной была нелегкой. Будущий муж выкупил ее, и она переехала на финский берег. Имя необыкновенной руноисполнительницы стало известно и в Петербургской губернии, и в Великом княжестве Финляндском. С ней встречались знаменитые собиратели фольклора, записывали. Огромный фольклор маленького народа навечно вошел в культуру народов Северо-Запада. На могильном памятнике Ларин Параске во Всеволожском районе выбиты слова:

Приносил мне песни ветер,
Ледяной порыв весенний,
Их ко мне толкало море,
Гнали их морские волны.

Ныне ижоры живут на Сойкинском полуострове, а в деревне Вистино Кингисеппского района открыт музей. Мне удалось побывать в этом народном музее, а в местном клубе даже увидеть первый спектакль на ижорском языке. В маленьком домике, где все собрано местными жителями, можно увидеть реконструкцию древних ижорских погребений, макеты промысловых кораблей, на которых ижоры выходили в море рыбачить, ознакомиться с песнями и обрядами древнего народа. Здесь можно увидеть старинный женский костюм. Ижорянки украшали его бисером, жемчугом и раковинами каури (привозили их с берегов Индийского океана!).

Ижоры занимались морским промыслом, рыбалкой, и эта суровая жизнь обтачивала их характер, они были выдержанными и хладнокровными. Праздники ижоры отмечали «без шуму и ссоры… и если явится кто шумной или бранчливый, то тащат в воду и окунят, чтоб был смирен».

В 1994 году в Кингисеппском районе было создано национальное объединение ижор — община «Шойкула».

Закончить хочу словами этнографа Ольги Коньковой, которую волновала судьба этого древнего народа. «Есть ли надежда на сохранение народа? Не знаю. Но народ еще жив. Еще можно попытаться узнать и понять его. Есть хорошая ижорская поговорка: «Ты что‑нибудь видишь? — Нет. — Тогда открой глаза».


#народы #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7220) от 28.07.2022 под заголовком «Приносил им песни ветер».


Комментарии