Переход затянулся. Он неожиданно оказался бесхозным

В поселке Александровская Пушкинского района решается вопрос с надземным пешеходным переходом у железнодорожной станции.

Переход затянулся. Он неожиданно оказался бесхозным | ФОТО автора

ФОТО автора

Станция была открыта в 1853 году в составе железной дороги между Петербургом и Гатчиной, первоначально она называлась Царское Село по расположенному поблизости городу. Сначала на станции был временный деревянный павильон, в 1860‑х построили каменный вокзал по типовому проекту инженера-архитектора Петра Сальмоновича. Одновременно в составе станции появились еще два здания — административное и багажное отделение, а саму ее переименовали в Александровскую.

После Великой Отечественной войны вокзал реконструировали, и он фактически стал представлять собой два самостоятельных здания, между которыми через бывшие окна организовали проход с привокзальной площади на платформу. В 1967 году появился надземный пешеходный переход над путями. Это сейчас здесь всего два пути — один на Петербург, другой на Лугу, а прежде их было больше. Последний, предназначавшийся для грузового движения, демонтировали в 2019 году, и с тех пор мост смотрится несколько странно: его северо-западный пролет нависает над травой.

Сами александровцы не могли понять: зачем вообще нужен мост внушительных размеров, если здесь не такое активное движение поездов? В поселке множество немолодых людей, и им крайне трудно преодолевать такую высоту. Неудивительно, что они предпочитали переходить железную дорогу по земле, брала с них пример и молодежь.

Как сообщила Октябрьская железная дорога, она получила «большое количество обращений граждан», связанных с неудобным доступом на платформу в сторону Луги. В итоге было принято решение построить наземный переход, то есть прямо по путям. Он был создан в 2019 году по всем правилам: со светофором, звуковым сигналом и зигзагообразным подходом, который препятствует безостановочному выезду на пути велосипедистов.

Состояние же моста в ОЖД оценили как неудовлетворительное, и, казалось бы, самое время его снести. Подталкивает к этому и мнение искусствоведов. Так, Григорий Иванов, в прошлом году проводивший историко-культурную экспертизу вокзального комп­лекса Александровской, считает, что появление полвека назад перехода «привело к искажению восприятия объекта как целостного авторского замысла».

Однако выяснилось, что мост нельзя ни снести, ни отремонтировать: он бесхозный. Как рассказали на Октябрьской железной дороге, в 2020 году компания просила Северо-Западную транспортную прокуратуру добиться того, чтобы мост был взят на баланс администрацией Пушкинского района. Осенью прошлого года прокуратура внесла соответствующее представление главе райадминистрации, а минувшим летом Санкт-Петербургская транспортная прокуратура направила иск в райсуд «для постановки указанного объекта на балансовый учет администрацией Пушкинского района». Когда все процедурные вопросы будут решены, появится наконец возможность снести мост. Что будет с благодарностью воспринято как жителями Александровской, так и любителями культурного наследия.

КСТАТИ 

Между тем продолжается другой судебный процесс. Иван Волох требует признать комплекс зданий Александровской объектом культурного наследия. Ранее КГИОП дважды в этом статусе отказывал, издав соответствующие распоряжения. В рамках рассмотрения иска Олеся Чайникова провела судебную историко-культурную экспертизу и доказала, что два здания комплекса — сам вокзал и багажное отделение — вполне могут быть памятниками. На основании экспертизы Санкт-Петербургский горсуд отменил оба распоряжения. Считая, что Александровская недостойна статуса памятника, КГИОП подал апелляционную жалобу, и вскоре она должна быть рассмотрена второй инстанцией.


#переход #станция #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7495) от 06.09.2023 под заголовком «Переход затянулся».


Комментарии